Организация и методика факультативных занятий

Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Если факультатив не свя­зан

с обязательными занятиями, то группы можно комп­лектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не менее десяти слушателей) определяется руко­водителем занятий в зависимости от специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то преимуще­ство оказывают школьникам, проявившим особенный ин­терес к предмету. Обычно это связано с выбором профес­сии. Учитываются также те качества учащихся, которые можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса — способности, потребности, прикладные умения и навыки. Для проведения занятий привлекаются, кроме учителей, преподаватели вузов, деятели науки, литературы, искусства, специалисты промышленного произ­водства и сельского хозяйства, экологи, лица духовного звания, родители.

Программы факультативных курсов разрабатывает Ми­нистерство образования России, либо создаются авторские факультативные курсы. Школам предоставляется право, по согласованию с органами народного образования, вносить изменения в программы с учетом регионального компонента и местных условий, материальной базы школ. Учащие­ся могут сами решать, какими вопросами в пределах при­мерной программы они будут заниматься. На факульта­тивный курс дается не менее 35 часов в год. Занятия мож­но проводить или по одному часу в неделю в течение учеб­ного года или по два часа на протяжении полугодия, до или после уроков. [28, 14].

Решение задач факультативных курсов требует разно­образия форм и методов обучения, способствующих подго­товке школьников к самостоятельной учебной деятельности. Нет необходимости в текущем контроле усвоения знаний слушателей факультатива, так как они посещают занятия добровольно, заинтересованы в изучении курса, сознатель­но относятся к учению. Можно ограничиться тематической проверкой знаний на практических и семинарских заня­тиях. Берется во внимание качество написания рефератов, отчетов по лабораторным работам, изготовленных прибо­ров и установок, учитываются оценки за самостоятельные работы. В связи с большим объемом самостоятельной исследовательской деятельности школьников возникает проблема коррекции ошибочных представлений, неполных обобщений, неточных экспериментальных данных, непра­вильных способов действия. Поэтому обязательным струк­турным элементом теоретических и практических факуль­тативных занятий является обсуждение результатов ра­боты учащихся.

Чтобы неустанно поддерживать и повышать интерес слушателей к факультативу, развивать их способности, формировать навыки и умения изобретательства, творче­ской деятельности, школьникам предоставляются широкие возможности заниматься разными видами исследова­тельской учебной деятельности — конструктивной, моде­лирования, решения прикладных задач, проведения экспе­риментов и опытов, теоретического поиска. Исследователь­ская деятельность является средством формирования приемов самостоятельной работы, оптимально приближает процесс учения к научному познанию, обеспечивает усво­ение методов науки и опыта творческой деятельности, глу­бокое осмысление и запоминание знаний. [28, 23].

Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Высока также интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в пол­тора-два раза больше, чем при изучении обязательных предметов.

Руководство деятельностью учащихся на факультатив­ных занятиях имеет свои особенности. Занятия с неболь­шим количеством учащихся дают возможность развивать мышление, память, воображение, внимание каждого школьника, его способности, рационально организовать индивидуальный подход. Интерес учеников к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя подбирать темы, оптимально отражающие достижения культуры, научно-техническо­го прогресса, особенности современного производства, его запросы. [28, 23].