Психологические аспекты игры

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове­дением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

· развлекательную

(это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· коммуникативную:

освоение диалектики общения;

· самореализации

в игре как полигоне человеческой практики;

· игротерапевтическую:

преодоление различных трудностей, возникаю­щих в других видах жизнедеятельности;

· диагностическую:

выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

· функцию коррекции:

внесение позитивных изменений в структуру лично­стных показателей;

· межнациональной коммуникации:

усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

· социализации:

включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

· свободная

развивающая деятельность,

предпринимаемая лишь по же­ланию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

· творческий,

в значительной мере импровизационный, очень активный ха­рактер

этой деятельности («поле творчества»);

· эмоциональная приподнятость

деятельности, соперничество, состяза­тельность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио­нальное напряжение»);

· наличие

прямых или косвенных правил,

отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. [8, 112].

В структуру игры как деятельности

органично входит целеполагание, пла­нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспе­чивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнова­тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса

входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль­ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действи­тельности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактив-ными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения,

передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

Перейти на страницу: 1 2