Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы по иностранному языку

Кружок — эффективная форма внеклассной учебной ра­боты по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные круж­ки служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершен­ствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету; развитие индивидуальных на­клонностей учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности, инициативы и самосто­ятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отды­ха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание. [26, 204].

Предметным кружкам, в сравнении их с другими фор­мами внеклассной учебной работы, присущи такие особен­ности: общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность и др.

В школе организуются кружки по всем предметам для учащихся 4—10х классов. Кружки лучше всего органи­зовать из учащихся параллельных классов и в состав каж­дого включать по 10—20 учащихся. Членами кружка мо­гут быть не только хорошо успевающие учащиеся, по лю­бой ученик, изъявивший желание заниматься в данном кружке. Практика существования предметных кружков показывает, что ученики со средней успеваемостью, ра­ботая активно в кружке, начинают хорошо учиться как по данному, так и по другим предметам. Опытные учителя специально вовлекают в кружок и плохо успевающего учащегося, стараются заинтересовать его, а заинтересовав, ставят перед ним требование — ликвидировать проблемы в своей учебной работе. В случае необходимости учитель организует через коллектив помощь этому учащемуся Результаты такой работы, как правило, положительные. [26, 210].

Каждый член кружка принимает активное и добровольное участие во всех мероприятиях, проводимых кружком, выпол­няет конкретную работу в соответствии со своими интересами и возможностями. Предметный кружок может избирать старосту, его заместителя, секретаря, редколлегию стенной газеты. Как правило, работой кружка руководит учитель или родители, или специалисты ВУЗов, учёные, либо старшеклассники.

Кружок работает систематически (обычно 2— 3 раза в месяц), продолжительность занятий 1,5—2 часа. Все предметные кружки работают по плану согласно общешкольному расписанию (графику) кружковой ра­боты, а занятия фиксируются секретарем в специальном журнале. План должен быть органически связан со школь­ной учебной программой по данному предмету, но вместе с тем может выходить за ее пределы и дополнять ее. В плане необходимо отобразить цели и задачи, содержание работы кружка (указать конкретные темы, разделы пред­мета, подлежащие изучению), а также виды, методы и формы работы. Формы работы могут планироваться са­мые разнообразные, исходя из специфики предмета, ин­дивидуальных и возрастных особенностей учащихся, пе­дагогического мастерства учителя, материальных условий и др. Это могут быть занятия по изучению новой лексики, доклады учащихся по различным проблемам в России и за рубежом, репетиции к спектаклям, музицирование на иностранном языке, организация переписки с зарубежными друзьями и т.д.

Учитель может на кружковом занятии применять проб­лемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В первом случае учащиеся будут следить за ходом мысли, рассуждений учителя, во втором - частично привлекаться к поисковой деятельности и в тре­тьем - самостоятельно осуществлять все этапы поисковой деятельности.

Перейти на страницу: 1 2