Направления стратегии воспитания в современной школе.

и в

собственной личности, а но только лишь поддерживающих существующую действительность, что является важным в связи с необходимой перестройкой мышления и действий, формирования ориентировок прообщественного поведения молодежи. Благодаря достижению этих свойств возможной становится готовность людей к сотрудничеству и принятию действий на благо других людей или учреждений.

В отношении к школе, ее воспитательной деятельности надо принять принцип партнерства. Обновления требует и теория воспитания, роль которой в формировании общественно-воспитательной практики будет намного больше, если учесть предпосылки, вытекающие, из явлений общественного диссонанса. Ее основой должны быть прежде всего общественные реальные факты, вытекаю­щие из общественного и экономического кризиса страны. Ведь воспитание является действенным фактором общественных перемен и прогресса в разных сферах нашей жизни.

Норма личности - это способность личности в своем развитии обретать социаль­ную сущность человека, имеющего такие осо­бенности: отношение к другому человеку как к само­ценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности, способность к сво­бодному волеизъявлению; возможность проек­тировать свое будущее; внутренняя ответствен­ность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни.

Искоренение причин психологического кризи­са несовершеннолетних, приводящего к проти­воправному, в том числе преступному, пове­дению, может быть достигнуто только при ко­ренном оздоровлении общества (экономиче­ском, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков. При этом необходимо такое изменение системы воспитания, которое обеспечивало бы оптималь­ные условия для саморазвития личности, ориен­тированной на общечеловеческие ценности.

Понятно, что эти задачи из-за сложившегося состояния экономики и науки, правового созна­ния и уровня нравственной, психологической и педагогической культуры нашего общества в бли­жайшее время в полной мере невыполнимы.

Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания (включая и решение проблемы преступности), являются первостепен­ными и должны быть представлены в долго­срочных программах развития нашего общества.

Необходима кардинальная реформа социаль­ной системы помощи детям и подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и конституционных прав, предупрежде­ние и корректировку отклонений и деформаций в поведении подростков. Должны быть преодо­лены такие принципиальные недостатки, как разобщенность социальных, психологических, педагогических, медицинских и правовых мер; смешение общевоспитательных и специализиро­ванных функций, несоответствие между постав­ленными перед органами власти задачами и возможностями их решения (финансового, кад­рового, методического, правового, информа­ционного) и т. п.

Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказы­вает подросткам и детям всестороннюю по­мощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охра­няет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.

Деятельность службы социальной помощи де­тям и подросткам должна определяться в пер­вую очередь личностным подходом к ним и строиться на основе медико-социально-пси­хологических характеристик личности.

Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение условий прожива­ния и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагоги­ческая помощь в трудных ситуациях и т. д.) или опосредованной (через работу с родите­лями, учителями и другими взрослыми, от ко­торых зависит жизнь и благополучие несовер­шеннолетнего).

Формы оказания помощи не должны уни­жать честь, достоинство, подрывать самоуваже­ние и самооценку личности несовершеннолет­них и их родителей, создавать негативное от­ношение к родителям.

Организацию помощи не следует ограничи­вать только работой с самим подростком. Обя­зательно надо привлекать к ней и его окру­жение, прежде всего его семью.

Работа службы социальной помощи детям и подросткам должна строиться на научно обоснованных принципах. Необходимо организо­вать постоянно действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в ин­тересах службы социальной защиты.

Социальная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой и психолого-медико-педагогической поддержки детям и подросткам через:

· содействие оптимизации условий их жизни и воспитания;

· охрану и защиту их личных и имуществен­ных прав;

· разностороннюю помощь семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании несовер­шеннолетних или попавшим в экстремальные ситуации (беженцы, пострадавшие от ката­строф и др.);

Перейти на страницу: 1 2 3 4