Требования к внеклассной  работе

Перечисленные выше особенности внеклассной и вне­школьной работы находят свое отражение в методических требованиях к их содержанию.

К таким требованиям можно отнести следующие:

1. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь может быть двусторонней. Внеклассная работа опирается на работу в классе. Внеклассные занятия ино­странным языком основываются, как известно, на владении навыками и умениями, созданными на уроках иностран­ного языка, поэтому важно, чтобы учащиеся пользовались этими навыками и умениями возможно полно, одновре­менно совершенствуя и развивая их в соответствии с усло­виями и особенностями внеурочной работы. Внеклассная работа таким образом может оказать положительное воз­действие на учебную деятельность учащихся на иностран­ном языке.

Внеурочное общение на иностранном языке учащихся приближается в какой-то мере к естественно мотивирован­ному пользованию им, оно может служить важным сред­ством мотивации, столь необходимой для речевой практики и овладения языком[3]. Наиболее полная реализация этого методического требования возможна при соблюдении ряда условий.

Во-первых, тематика учебного языкового материала и последовательность его изучения должна позволять исполь­зовать его не только на уроках, но и во внеурочной работе, разумеется, по-иному комбинируя и варьируя его. Учеб­ники по иностранным языкам позволяют развивать, ком­бинировать и объединять учебную тематику в новых си­туациях общения и в новых темах во внеурочных меро­приятиях в основном в пределах изученного языкового материала.

На этой базе возможно проведение массовых школьных мероприятий на иностранном языке. Разумеется, введение определенного количества нового языкового материала не­избежно и даже желательно, потому что этот материал позволяет улучшать содержательную сторону речевой деятельности и тем самым существенно обогащать индивиду­ально-речевой опыт учащихся в иностранном языке. Вместе с тем методически и психологически неоправданно перегру­жать внеклассные занятия большим количеством нового материала, потому что это снижает интерес учащихся к такого рода занятиям в силу его трудности, недоступ­ности, особенно для экспрессивных видов речевой деятель­ности учащихся.

Вторым условием реализации органической связи учеб­ной и внеклассной работы является заинтересованность учащихся, информативность содержания, привлекатель­ность форм внеурочной работы.

Материал, используемый на внеклассных занятиях при подготовке массовых мероприятий, должен быть интерес­ным, познавательным, развивающим. Он должен учиты­вать индивидуальности, склонности и уровень подготовки учащихся по языку.

Разнообразие приемов и форм работы с учетом условий проведения занятий (места, времени и др.), возраста уча­щихся, специфики внеклассной работы является одним из важных средств повышения заинтересованности учащихся (об этом см. далее).

2. Обязательность в выполнении учащимися добро­вольно взятых ими на себя внеклассных поручений в соот­ветствующих видах работы (например, в кружках, массо­вых мероприятиях). Без этого невозможно выполнение сле­дующего третьего требования.

3. Целенаправленность и регулярность внеклассных за­нятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: еженедельная, ежедневная, ежемесячная, один раз в полугодие, год (см. об этом далее).

4. Массовый охват учащихся разными видами внеклас­сной работы является одним из средств усиления ее воз­действия на учащихся.