Анализ и обобщение влияния биологических ритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста

В начале исследования было проведено тестирование на определение биологического ритма исследуемых.

Исследование длилось 1 месяц, потому что за это время у наблюдаемых должен был выработаться нужный стереотип.

Результаты прыжков фиксировались в оценках. В конце исследовательского периода нами было проведено (на контрольном занятии по прыжкам) соревнование для определения контрольных результатов, показанной каждой из групп.

Первая группа занималась в первую смену, вторая — во вторую.

Таблица 1. Физическая работоспособность с учетом биологического типа в 1 группе

Таблица 2. Физическая работоспособность с учетом биологического типа во 2 группе

Волнообразный характер изменения работоспособности в процессе уроков связан, как нам кажется, с внутренними биологическими ритмами детей.

Следовательно, можно сделать вывод: что основная задача при определении «волн» урока физкультуры — правильный подбор соразмерности параметров «волн» с возможностями учащихся.

Также из исследовательской работы видно, что в первой группе лучшие показатели прыжков в длину принадлежат исследуемым с биологическим профилем «жаворонок». Потому что они рано просыпаются и быстро достигают высокого уровня работоспособности в утренние часы, обладая высоким тонусом в первой половине дня и быстрым снижением физиологических показателей в вечернее время. А из этого следует — биологические ритмы оказывают положительное влияние на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста, занимающихся в I смену и относящихся к биологическому типу «жаворонок». На детей с биотипом «сова» биологические ритмы оказывают отрицательное воздействие, что также видно из результатов таблицы.

Во II смене показатели физической работоспособности выше у детей с биологическим типом «сова», так как они более активны в вечернее время. Из чего следует вывод: существует прямая зависимость между фактором времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на физическую работоспособность.

И, значит, нужно учитывать в своей преподавательской работе учителям физкультуры и этот фактор тоже.

Также, по записям в дневнике наблюдений, можно сделать общий вывод, что при хорошем самочувствии, аппетите, настроении и т.п. физическая работоспособность детей-«жаворонков» в I смене и детей-«сов» во II смене выше среднего.

Глава

IV

Разработка рекомендаций

1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали определенный уровень и в то же время были стимулом для роста спортивных показателей. В этом случае учитываются 2 основных фактора, взаимодействующие между собой — нагрузка (воздействие) и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока физкультуры определяется не только внешними факторами (нагрузкой), но и внутренними биологическими часами. Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителями физкультуры, тренерам и т.д. и т.п. в организации тренировочного процесса для достижения высоких спортивных результатов.

Перейти на страницу: 1 2