Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах.

Возраст 9—10 лет—это период половой гомогенизации: подражания и привязанности мальчиков к отцу. а девочек к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Класс разбиваются на два лагеря—мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры. зачитываются «героической» литературой и подражают героям, рыцарям. Они больше тянутся к отцу, а при отсутствии его—к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют настойчивый интерес к «мужской» работе. Девочки в своем кругу обсуждают первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней отношениях поверяют ей свои тайны, больше тянутся к учительницам, могут коллективно влюбиться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола. Поляризация полов—естественная закономерность развития, внешне проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка, которые отражают внутренний интерес к другому полу. В. В. Богословский (1974) приводит пример, когда мальчик дергает девочку за косу и на вопрос учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах ребенка скорее исключением из правила, это объяснение раскрывает истинные мотивы внешне агрессивного или оборонительного поведения. Сколько-нибудь серьезных конфликтов оно, как правило, не вызывает, н мы неоднократно отмечали у девочек чувство обиды и обойденности при отсутствии этих своеобразных знаков внимания. В последнее время все чище приходится наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения, ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и некоторое смещение половых ролей и представлений о маскулинности — фемининности в современном обществе и семье.

М. Кинег (1974) приводит данные, опровергающие представления о сексуальной латентности ребенка 7—М лет. Дети или не осознают, или скрывают свои сексуальные интересы и их проявления. «Как уже указывалось, эта скрытность может значительно усиливаться и поддерживаться упущениями воспитания в тенденции постепенного учащения в этом возрасте мастурбации, гетеросексуальных и реже—ковальных игр у мальчиков. Сходные данные получены для девочек, сексуальная активность которых, однако, ниже. В 10—12 лет мальчики переходят от высказываний желания жениться на ком-нибудь к желанию любить будущую подругу и, наконец, к совместной социальной активности, к увеличению количества друзей другого пола.

Опрошенные нами матери указывали на наличие вопросов о различии между полами, подробностях зачатия и рождения, менструациях и поллюциях, половом акте. Одни дети боялись утратить половые отличия, другие высказывали желание изменить свой пол. Некоторые матери определенно говорили о влюбленности детей, о мастурбации, об условно сексуальных проявлениях (сосание пальцев, кусание губ и ногтей, ковыряние в носу, вырывание волос, постоянное держание рук в карманах). Преобладающими источниками информации детей о поле были сверстники и литература, у девочек—часто мать и значительно реже отец—у мальчиков»[2].

«Весьма показательны данные проведенного нами опроса молодежи, относящиеся к младшему школьному возрасту. Треть мальчиков и девочек в этом возрасте впервые услышали о различии полов, причем 4 из 5 получали сведения от сверстников и старших детей и каждый 6—7-й воспринимали их эмоционально. Из аналогичных источников получили информацию о родах 36% мальчиков и 68% девочек этого возраста. Для каждого 4-го мальчика и каждой 5-й девочки это было эмоционально значимо. В половине случаев мальчики и несколько чаще девочки уяснили роль отца. почти все мальчики и половина девочек—из объяснений сверстников и старших детей, 15% —от родителей; эти сведения воспринимались многими с волнением, часто как нечто потрясающее. Сущность беременности раскрылась для 60% мальчиков и 52% девочек, из них благодаря родителям—9% мальчиков и 24% девочек от специалистов—5—7% детей.' Сущности полового акта родители не разъясняли, сведения же о нем получили 63% мальчиков и 43% девочек, причем из наблюдения полового акта соответственно—30% и 19%, от сверстников и старших детей—65% и 68%, из литературы—20 °/о и 24 % «У трети мальчиков и двух третей девочек это вызвало эмоциональное, часто с отвращением, реагирование. О менструациях и поллюциях узнали 40% мальчиков (9% от отцов) и 66% девочек (61% от матерей). О противозачаточных средствах узнали 45% мальчиков и 6% девочек (лишь единицы—от специалистов и родителей). Если о мастурбации сообщили 10% юношей и 1% девушек, то узнали о ней 33% ч 10%' соответственно: каждый десятый—наглядно, каждый пятый мальчик и каждая вторая девочка—из литературы, примерно каждый второй—от сверстников ч каждый десятый—от посторонних взрослых. Заслуживают внимания основные словесные фермы полученных знаний о поле: в медицинской терминологии — 27% мальчиков и 43% девочек и соответственно в обывательских выражениях—52% и 42%, в циничных и бранных выражениях—26 и 2%, в «детских» выражениях—3% и 5%. Двое юношей и три девушки сообщили о начале половой жизни до 12 лет, трое юношей и две девушки — о гомосексуальный влюбленности, 56% юношей и 36% девушек—о гетеросексуальной влюбленности. В единичных случаях у мальчиков и девочек было стремление обнажаться. За интимными отправлениями лиц другого пола подглядывали каждый третий мальчик и каждая 16-я девочка»[2].

Перейти на страницу: 1 2 3 4