Мир эмоций.

Имеются большие различия в психическом облика малыша, впервые переступившего порог школы, и ученика, стоящего на границе IV и V классов. Поэтому характеристика эмоциональной жизни младшего школьника поневоле оказывается несколько общей. Но при всех различиях между первоклассником и "выпускником" начальной школы можно с достаточной отчетливостью выделить самое характерное.

Как уже отмечалось, младший школьник должен выполнять ряд ответственных школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а также те или иные реакции домашних. И все это рождает у ребенка определенные переживания: удовлетворение, радость от похвалы, огорчение, недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т. д.

Неудачи при выполнении заданий могут порождать у отдельных детей чувство раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательство, зависть к товарищам, заслужившим похвалу; могут даже породить побуждение досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера и ребенок не чуждается коллектива, то они приводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха.

В этом случае выполнение учебных заданий становится основой таких переживаний. как волнение, неуверенность в себе. радость при наметившемся успехе, беспокойство по поводу того, что дальше пойдет хуже, успокоение в связи с тем, что все-таки удалось выполнить задание, и т. д.

Именно небезразличное отношение к успеху или неуспеху объясняет то состояние волнения, которое обычно испытывает маленький школьник при контрольной письменной работе или устном опросе.

Младшие школьники могут бурно реагировать на отдельные задевающие их явления. Показательно эмоциональное поведение маленьких школьников, когда они смотрят спектакль: здесь так отчетливо видны резкие переходы от сочувствия герою к негодованию против его недругов, от печали по поводу его неудач к бурным выражениям радости при его успехе. Подвижность, многочисленные жесты, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что многое затрагивает ребенка и приводит к ярким эмоциональным откликам. Это роднит младшего школьника с дошкольниками.

Но в ряде существенных моментов его эмоциональное поведение приобретает новые черты: он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции — недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств тут же вызывает замечание.

Способность владеть своими чувствами развивается от года к году. Например, свой гнев и раздражение младший школьник начинает проявлять не столько в моторной форме (он теперь уже не лезет драться, не вырывает что-то из рук), сколько словлено (дразнит, грубит). Переживания злости и стыда более скрыты, но все же они достаточно явны для окружающих.

Формирование выразительной речи и мимики сопровождается развитием способности к сопереживанию. Уровень этого сопереживания различен у первоклассников и третьеклассников. Так, при восприятии фотографий людей, у которых отчетливо выражены эмоции, дети 7 лет правильно квалифицируют гнев; но страх и ужас правильно квалифицируют лишь дети 9—10 лет. Серьезные ошибки и искажения допускают маленькие школьники при восприятии отдельных эмоций людей и в кинокартинах (преимущественно эмоций взрослых людей).

Перейти на страницу: 1 2 3