Организация радиопередач в школе как внеклассная работа

Как известно, одним из самых трудных и занимательных средств, с помощью которых можно обучать аудированию, является прослушивание радиопередач. Далее приводится пример того, как школьники под руководством учителя (в рамках внеклассной работы) могут организовать выпуск радиопередач для своей школы.

С помощью радиопередач на изучаемом языке можно не только сообщить учащимся сведения, имеющие большое общеобразовательное и воспита­тельное значение, но и обеспечить прочное овладение языко­вым материалом, расширение потенциального лексического за­паса, развитие языковой догадки, стимулировать речевую ак­тивность учащихся и их интерес к овладению предметом. Слушая радиопередачи, школьники знакомятся с образцовой вырази­тельной речью дикторов, учатся понимать на слух иностранную речь в естественном темпе, сопровождаемую музыкой, различ­ными шумовыми эффектами: звуками колес движущегося транспорта, шорохом листьев, журчанием ручья, пением птиц и т. д. Развитию навыков аудирования способствует дикторское чтение текста мужским и женским голосами разного тембра. В группу, ответственную за подготовку радиопередач на изу­чаемом языке, входят 5—10 учащихся старших классов, обла­дающих правильным произношением и хорошей дикцией. Каж­дому из них поручен свой раздел передачи, а именно: «Между­народные события», «Жизнь школы», «Знаменательные даты и праздники», «Выдающиеся люди», «Страна изучаемого языка», «Музыка и песни», «Поэзия», «Занимательная информация» и т. д. У каждой передачи должны быть двое ведущих, юноша и девушка с приятным тембром голоса. Отвечает за качество записи программ и их монтаж оператор, работающий с техни­ческими средствами. Тексты передач и их сценарий составляет режиссер совместно с учителем иностранного языка. В состав­лении программ радиопередач могут быть частично использо­ваны имеющиеся в школе учебные грампластинки, выпущенные к действующим учебникам иностранного языка, материалы из фонотеки и др.

После того как сценарий радиопередачи составлен и одоб­рен, начинается его отработка и запись на магнитную ленту. Все записи радиопередач вместе с текстами сценария регист­рируются в специальном журнале и хранятся в фонотеке. Их можно использовать повторно на уроках иностранного языка, занятиях кружков или во время проведения школьных вечеров, митингов, фестивалей и т. д.

Радиопередачи на изучаемом языке носят целенаправлен­ный характер, Их готовят в помощь изучающим иностранный язык в условиях группы продленного дня, для организации внеклассной работы по иностранному языку и т. д В содержа­ние радиопередач с учебной целью включают выразительное чтение отрывков м текстов для домашнего чтения, диалоги по прочитанному, тексты, которые могут служить образцами для подготовки монологических сообщений по изучаемым учебным темам. Наряду с этим в передачах сообщаются до­полнительные сведения к материалам урока. Так, например, изучение темы «Парижская коммуна» и чтение соответствующих текстов учебника дополняет радиопередача о героях Парижской коммуны, ее поэтеX, певцах и художниках. В передаче используются стихи и песни о Коммуне, чтение доступных для понимания отрывков из произведений французских писателей. Некоторые фрагменты радиопередач рекомендуется прослуши-1ать на уроке в том случае, если на их основе можно организо­вать обсуждение темы, научить учащихся высказывать свое мнение на изучаемом языке, подготовить с их помощью анало­гичные монологические высказывания.

Подготовка радиопередач, предназначенных в помощь уча­щимся, выполняющим домашнее задание, процесс трудоемкий, требующий больших затрат времени. В связи с этим их реко­мендуется посвящать наиболее важным программным темам, по которым необходимо сообщение дополнительного актуаль­ного материала.

В структуре текущих радиопередач могут быть представле­ны следующие разделы: «Новости страны», «Новости из-за ру­бежа», «В мире науки и техники, литературы и искусства», «Спортивные новости», «Информация о кружке», «Занимательная информация», «Стихи и песни на изучаемом языке».

Наряду с текущими должны быть предусмотрены тематиче­ские передачи, отражающие наиболее важные события в на­шей стране и за рубежом. Темами радиопередачи могут стать: «Ученые страны изучаемого языка в борьбе за мир», «Писатели страны изучаемого языка о России», «Го­рода-побратимы», «Интернационалисты», «Сотрудничество», «Судьбы одного поколения» (о жизни молодежи в России и в стране изучаемого языка), «Из истории взаимоотношений стра­ны изучаемого языка с Россией» и др. Отдельные радиопередачи целесообразно объединить в единый тематический цикл под общим названием.

Радиопередачи, приуроченные к знаменательным датам и праздникам, готовят в виде музыкально-литературных компо­зиций, Некоторые из них могут быть представлены концерт­ной программой с вводным словом ведущего на изучаемом языке. Помощь в музыкальном оформлении радиопередач мо­гут оказать учащиеся музыкальных школ и их учителя.

Перейти на страницу: 1 2