Обучение аудированию во внеклассной работе

Проверяя понимание прослушанного текста, учитель может предложить учащимся придумать рассказу другую концовку, оценить действия главного персонажа, ответить на вопрос, как бы они поступили на его месте. Активность слухового восприятия учащихся стимулируют задания соревновательного харак­тера: 1) прослушайте текст и проставьте на листках бумаги номера предложений, соответствующих содержанию прослушанного текста (предложения выписаны на доску до прослушива­ния текста); 2) прослушайте текст и угадайте имена действую­щих персонажей (текст составлен но мотивам известных учащимся сказок, рассказов, фильмов, событий).

Существует реальная возможность формирования умений и (навыков устной речи на основе аудирования на занятиях кружка. Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказаться, обменяться мнениями, экономинчны по времени. Задания по прослушанному тексту должны быть творческими, отличными от тех, которые выполняются на уроке. Желательно, чтобы они имели проблемный характер, побуждали учащихся применять в ответах полученные ранее знания, ставили их перед необходимостью сравнивать, догадываться, искать решение в самом тексте. Названные зада­ния выполняются учащимися с использованием лексико-се-мантических опор в виде таблиц или записей фактического и языкового материала на доске. В них содержатся план выска­зывания, ключевые слова и речевые образцы (законченные или незаконченные). Опоры служат не только речевой поддерж­кой, но и способствуют лучшему пониманию и запоминанию аудитивного материала.

Развитие умений и навыков устной речи на основе аудирования требует соответствующей целевой установки, Так, на од­ном занятии кружка учитель сообщает учащимся о том, как он собирается провести вечер, и просит их задавать ему вопро­сы с целью уточнения деталей. На другое занятие учитель приглашает старшеклассников с подготовленным рассказом о работе летом в составе учебно-производственной бригады, или о будущей профессии, или о летней поездке (экскурсии), а члены кружка расспрашивают своих старших товарищей. В старших классах рекомендуются целевые установки типа: «Я расскажу вам об одном интересном происшествии. Выскажите свое мнение о нем, пользуясь выписанными на карточки сло­вами и речевыми образцами .» «Вчера в газете появилось со­общение о том, что . Как это могло произойти? Известны ли вам аналогичные случаи?» И т. д. Небольшой по объему аудитивный текст также может служить своего рода вступлением, настраивать учащихся на речевую деятельность, придавать ей мотивированный характер. В старших классах в качестве сти­мула целесообразно использовать политинформации и краткие сообщения о новинках литературы, кино, о любимых спорт­сменах, актерах, достижениях науки и техники, событиях в жизни школы, подготовленные самими учащимися.

Перейти на страницу: 1 2 3