Теория распределения мест. Проблема дифференцированного подхода.

Проблема автоматизированного распределения мест на олимпиадах не нова. Существуют определенные системы распределения мест во многих странах мира (например, в США), и все они имеют ряд очевидных преимуществ по сравнению со стандартной схемой.

Первое (и самое главное) преимущество – отсутствие «человеческого фактора» при этой процедуре. Машине чужды эмоции, она бесстрастна, а что еще нужно для грамотной постановки вопроса. К тому же, в связи с широким, в последние 5 лет, распространением компьютерной техники в России, разработка таких систем является достаточно перспективной областью.

Второе преимущество – это так называемый «фактор времени». Всем известно, что любая школьная (городская, областная и т.д.) олимпиада – это дело долгое. Сначала участники выполняют задания, потом жюри оценивает их, а далее следует процесс сортировки работ по местам, причем, чем больше участников на олимпиаде, тем больше времени этот процесс занимает. В школе это время небольшое, но в масштабах области или страны это может занять очень много времени. Машина же выполняет этот процесс гораздо быстрее, и время на сортировку можно сократить на порядок, а то и два.

Скажем сразу – полностью автоматизированной системы для проведения олимпиад, их оценки, распределения мест нет, хотя проекты такие существуют. Машина пока может лишь работать с данными, которые в нее вводит человек. В будущем, возможно, будут созданы системы, которые сами будут проверять задания, оценивать их, распределять места и т.д., а человек будет лишь контролировать эту деятельность и пожинать ее плоды.

Вот к чему на данном этапе все стремятся, однако это не так просто как кажется. Поэтому мы остановились на обычной системе, работающей с протоколом, который вводится оператором. Исходя из данных, которые содержатся в этом протоколе, программа получает конечный результат и визуализирует его, но об этом ниже.

Теперь немного теории.

Распределение участников олимпиады по занимаемым местам происхо­дит на заключительной стадии олимпиады. Именно здесь определяются при­зеры, представляемые к награждению, и участники, допускаемые к выходу на следующий этап олимпиады. Отвечает за распределение мест обычно пред­седатель предметного жюри.

Фактическую базу, определяющую распределение мест, образуют итоги олимпиады, отражающие успехи школьников в решении олимпиадных задач. Обычно их представляют в виде (1):

x

1

,

x

2

,

x

3

, …,

xi

, …,

xn

,

(1)

где xi = 0, 1, 2, …, m

– баллы, набранные участником за задачу с номером i

.

Распределение мест непосредственно проводят не по итогам решения от­дельных задач (1), а по некоторым показателям ή

1, ή

2, ή

3, ., характеризу­ющим выполнение олимпиадного задания в целом:

(ή

1, ή

2, ή

3, .)=║П

║(

x

1,

x

2,

x

3, …

) (2)

где ║П

║ − некоторые преобразования, переводящие описание итогов олимпиа­ды с языка переменных х

1,х

2,х

3,… (равных набранным баллам за отдельно взятые задачи), на язык показателей ή

1, ή

2, ή

3, ., характеризующих выпол­нение всего олимпиадного задания.

Показатели ή

1, ή

2, ή

3, ., определяющие распределение мест, удобно называть показателями приоритета. Одним из таких показателей, как изве­стно, является суммарный балл:

S

=х

1+х

2+х

3 + . + х

i+ . + х

n (3)

В общем, порядок распределения участников соревнования по мес­там при множественном числе показателей приоритета определяется выбо­ром самих показателей ή

1, ή

2, ή

3, ., их числом l

и логикой приоритета, определяющей место участника олимпиады в соответствии с численными значениями показателей ή

1, ή

2, ή

3, . . С формальной стороны использова­ние нескольких показателей при выстраивании какой-либо одномерной оче­редности объектов не создает больших сложностей. Для этого достаточно один показателей считать «главным», второй − «второстепенным», третий − «третьестепенным» и т.д. При распределении мест главный показатель ή

1 следует принимать во внимание в первую очередь, второстепенный ή

Перейти на страницу: 1 2 3 4