Упражнения, направленные на преодоление аграмматической дисграфии

При устранении аграмматической дисграфии широко используются письменные упражнения:

Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.

Дрова рубят топор . . Сахар кладут в сахар . Поезд .ъехал к станции.

Закончить предложения, изменяя слово вода.

Девочка загорает у … .

Мальчик выходит из … .

Кораблик плавает у … .

Рыбак стоит около … .

Чайка летит над … .

К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов. Например: стул — два ., пять .; карандаш - два ., пять .; барабан - два ., пять . .

Преобразование единственного числа во множественное.

Один предмет – много предметов.

Стол - столы. Волк - … Луч - …

Слон - … Луг - Снег - …

Письменные ответы на вопросы (словосочетанием или предложением).

Где живет белка ? (В дупле. Или: Белка живет в дупле.)

Подобрать предлог к каждому предложению.

Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору.

Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы

Машина стоит … (дом). Лиса подбежала … норе

Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку.

Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки.

Миша вынул тетрадь … (портфель). Лягушка перепрыгнула … кочку.

Собака сидит … (будка). Лягушка подпрыгнула … кочке.

Соединить линиями слова, подходящие по смыслу.

Новый шапка Стоял береза

Новое шарф Стояло лыжи

Новые платье Стояли кресло

Новая туфли Стояла стол

К названию большого предмета дописать название маленького предмета.

Стол— столик, банка— ., стул — стульчик, бант — ., кольцо - …

Заменить словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных.

Мяч из резины – резиновый мяч.

Кораблик из бумаги – бумажный кораблик.

Запах ели - …

Шарф из шерсти - …

Вкус меда - …

Двор школы - …

К названию предмета дописать название его цвета.

Помидор ., репа …, огурец

Дописать приставки в словах предложения:

Машина .ъехала в гараж. Дети .ъехали с горки. Грузовик .ехал через мост. Мальчик .шел к забору. Девочка .шла с крыльца.

а) К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос, какой? какая? или какие?, и записать его:

Дом - . (деревянный), аквариум - … (стеклянный), шуба — . (меховая), платье — . (шелковое).

б) Рассмотрите картинки. Из чего сделаны предметы? Образовать слова-признаки, обозначающие материал каждого предмета

От слов, стоящих в скобках, образуйте слова-признаки.

Лента (длина) - длинная лента

Погода (весна) - …

Утро (рано) - …

Ночь (осень) - …

Книга (интерес) - …

Дорога (даль) - …

Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.Опадать, деревья, осень, с, листья.

Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.

Девочка сорвала.

Закончить предложение, подобрав нужное слово.

На озере плавали белые . . Мальчик получил хорошую . .

Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями. Детям предлагаются записанные на доске словосочетания: Вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга, сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженое.

Перейти на страницу: 1 2 3