Организация и методики исследования

Базой настоящего исследования стала СШ № 145 г. Минска. Были обследованы 18 младших школьников – учащиеся 4 «В».

Цель эксперимента

: выявить учащихся с аграмматической формой дисграфии. Для этого школьникам был предложен следующий диктант:

«В лесу». Вот и март. Его называют весёлым праздни­ком света. Чуткое ухо ловит первые признаки весны. Земля ещё покрыта снегом. Только око­ло старых пней показались первые проталины. На голых ветках орешника появились первые цветы. Это серёжки. На берёзках зазвенели со­сульки. Солнце осветило лес тёплым светом. На снег упала первая тяжёлая капля. Как хороша лесная капель в лесу! Звонко запела синичка. Лес радостно встречает весну.

Диктанты оценивались по 10-тибалльной системе.

Далее мы предположили, что существует тесная корреляционная связь между наличием аграмматической дисграфии и недостаточным уровнем сформированности грамматической стороны устной речи. Для выявления уровня сформированности грамматической стороны устной речи детям были предложены 11 заданий [9]. За каждый правильный ответ начислялся 1 балл.

1 задание

. Установить, различает ли школьник формы единственного и множественного числа глаголов – 4 балла.

В этом задании используются пары картинок. На одной картинке нарисована девочка, сидящая на скамейке, на другой — несколько девочек, сидящих на такой же скамейке.

Лежит на столе (что?) . (тетрадь).

Лежат на столе (что?) . (тетради, карандаши).

Стоит на окне (что?) . (цветок).

Стоят на окне (что?) . (цветы).

2 задание

. Установить, различает ли школьник мужской и женский род у глаголов прошедшего времени – 2 балла.

Материалом для обследования служат картинки. На одной из них изображена упавшая девочка, на другой — упавший мальчик. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково – Женя. Уточняется, запомнил ли ребенок имена детей. Далее предлагается угадать, о ком говорит экспериментатор — о мальчике или о девочке, и показать.

3 задание

. Установить, понимает ли школьник значения префиксальных изменений глагольных форм – 7 баллов.

На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок.

Ребенку предлагается показать:

Где мальчик входит, а где выходит!

Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду?

Где самолет улетает, а где прилетает? Какой мальчик раздевается, а какой одевается? Где машина подъезжает, а где она уезжает? Какая дверь закрыта, а какая открыта? Какая машина нагружена, а какая разгружена?

4 задание

. Установить, понимает ли школьник залоговые отношения – 5 баллов.

Покажи, где девочка сама причесывается, а где девочку причесывает мама.

Где девочка причесывается сама, а где девочку причесывают!

Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевают.

Где мальчик одевается, а где мальчика одевают?

Где девочка купается, а где девочку купают?

5 задание

. Установить, понимает ли школьник глаголы совершенного и несовершенного вида – 9 баллов.

Покажи, какая девочка моет руки, а какая девочка вымыла руки.

Лексический материал:

рисует — нарисовал

пишет — написал

снимает — снял

вешает — повесил

стирает — выстирал

режет — разрезал

пилит — распилил

льет — разлил — вылил.

6 задание

. Установить, понимает ли школьник предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация) – 9 баллов.

а) На стол ставят коробку с крышкой.

Ребенку дают кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.

б) На стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из коробок экспериментатор кладет плоский предмет (кружок из картона). Другой такой же плоский предмет кладет под вторую коробку. Экспериментатор предлагает взять или достать предмет:

Возьми кружок из коробки.

Возьми кружок из-под коробки.

Достань карандаш (кружок), который лежит в коробке.

Достань карандаш (кружок), который лежит под коробкой.

7 задание

. Установить, различает ли школьник единственное и множественное число прилагательных – 4 балла.

- Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю.

Перейти на страницу: 1 2