Аграмматическая дисграфия

Вид аграмматической дисграфии обычно проявляется, начиная лишь с третье­го года обучения, когда ребенок, уже овладевший грамотой, вплот­ную приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что ему никак не удается овладеть правилами из­менения слов по числам, падежам, родам и пр. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова между собой в соответствии с грамматическими нормами язы­ка. Ребенок пишет аграмматично, то есть как бы вопреки правилам грамматики («длинный лента», «дети читает», «на окну» и т.п.) [8,c.176].

В основе аграмматической дисграфии лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. По А.Н. Гвоздеву, каждый ребенок еще в дошкольном возрасте должен пройти так назы­ваемый «дограмматический период усвоения языка». При полноцен­ном протекании этого периода ребенок, еще не знающий никаких грамматических правил, тем не менее, постепенно начинает правиль­но употреблять в своей речи все грамматические формы. Но посколь­ку одномоментное усвоение всех многообразных форм невозможно, то до определенного возраста в речи всех детей имеются так называемые «детские аграмматизмы», представляющие собой вполне нормальное явление и постепенно исчезающие с возрастом [16,c.26].

Правилами изменения слов по родам, числам, падежам и пр., а значит и умением правильно согласовывать слова между собой при построении предложений, ребенок овладевает примерно к 4 годам. К этому возрасту он уже не должен допускать ошибок типа «много тарелков», «около столу», «окны», «деревы», «ухи» и т.п.

Правилами словообразования (в частности, правилами образова­ния одних слов от других при помощи приставок и суффиксов) ребе­нок овладевает значительно позже — примерно к 7-8 годам. К этому возрасту ребенок уже не только правильно согласует слова между со­бой, но и правильно образует новые слова. Например, «уменьшитель­ное» слово от слова «лампа» в его речи звучит уже не как «лампик» (детский «неологизм»), а как «лампочка».

Хотя аграмматическая дисграфия появ­ляется не на самых первых этапах школьного обучения ребенка, од­нако ее явные предпосылки, как и предпосылки всех других видов дисграфии, вполне отчетливо обнаруживаются уже в дошкольном воз­расте. Проявляются они прежде всего в том, что такие дети обычно начинают говорить позже положенного срока — фразовая речь у них чаще всего появляется лишь после двух-трех, а иногда даже и четы­рех лет. Речь эта обычно изобилует аграмматизмами, то есть непра­вильным употреблением грамматических форм. Даже сами родители нередко замечают, что ребенок «путает окончания», говоря, напри­мер, что «тапочки под кроватем», «книга на столу», «взяли под сто­ла», «много деревий» и т.д. Подобные неправильности в речи ребен­ка даже и без специальной помощи могут постепенно сглаживаться, но полностью они обычно так и не исчезают не только в старшем до­школьном, но даже и в школьном возрасте. Однако родители не счи­тают это каким-то дефектом и, говоря их словами, просто «поправля­ют» ребенка [28,c.44].

Наличию аграмматизмов в устной речи детей нередко не придает­ся особого значения еще и потому, что звукопроизношение у них мо­жет быть при этом вполне правильным, что и дает повод считать их речь «нормальной». Такой ребенок в первом классе школы может прекрасно овладеть грамотой, то есть не допускать буквенных замен на письме ни по артикуляторно-акустическому, ни по оптическому принципам и не искажать звуковую структуру слов. Иначе говоря, он вполне может овладеть фонетическим принципом письма, при кото­ром написание полностью совпадает с произношением. В первом и втором классах такие дети могут быть даже отличниками [21,c.13].

Лишь после перехода ребенка в третий класс, когда возникает не­обходимость овладения морфологическим принципом письма, свя­занным с изучением грамматических правил, он сталкивается с не­преодолимыми трудностями. И только тогда родители, будучи в со­стоянии крайнего недоумения, обращаются, наконец, к логопеду, говоря о том, что с их ребенком, всегда так хорошо успевавшим в школе, «вдруг что-то случилось». И не «вдруг», и не «случилось»! Все это было уже давно «запрограммировано» и как бы заранее пре­допределено, а значит просто не могло не проявиться! Если ребенок в течение нескольких лет говорил «на столу» вместо «на столе» или «домы» вместо «дома» и считал это правиль­ным, как же он может написать иначе, ведь грамматические системы так и остались у него не сформированными [20,c.18].

Перейти на страницу: 1 2