Роль сказки в развитии творческого воображения и мышления

Если учитывать, что сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме, то сказкотерапию можно рассматривать как одно из направлений софиотерапии. При этом, если софиотерапия скорее обращена к интеллектуально – рассудочной сфере личности, то сказка активно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности.

В-пятых,

учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка – это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с её положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т.д. Этнопедагогика как раздел социальной педагогике располагает богатейшими возможностями использования материалов народных сказок для включения подрастающего поколению в мир этнической культуры естественным, образно-игровым способом.

В-шестых,в исследованиях сказок с позиции литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владения многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью. Внешне данная лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальная интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при воспроизведении (пересказе, интерпретации, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие способности к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры индивида. При этом функционируют и развиваются обе основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Если экспрессивная функция формирует вербально-образный каркас языка личности, то коммуникативная функция развивает социальные качества личности, её способность к общению, к пониманию, к диалогу. Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что эти взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает опыт, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Перейти на страницу: 1 2 3