Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов.

По окончании проделанной работы, был проведен контрольный этап эксперимента на базе и экспериментальной, и контрольной групп.

В эксперименте приняли участие группы в том же количестве. Испытуемым был предложен урок развития речи «Моя любимая игрушка» Методика проведения этого урока отличалась от проведенного на первом этапе: детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинения.

Цель: учить детей определять тему и озаглавливать ее, применять знания о композиции связного высказывания, отбирать более точные слова для выражения своих мыслей. Учащиеся должны были самостоятельно составить по плану рассказ о своей любимой игрушке. Детям читался план будущего рассказа, предлагалось дома продумать возможный его вариант и на следующий день принести в класс свою любимую игрушку и рассказать о ней товарищам.

Приведу план рассказа.

1.Кто и когда подарил тебе эту игрушку?

2. Её внешний вид: голова, лицо (мордочка), глаза, нос, щеки, выражение лица; туловище, руки, ноги (лапки); костюм (во что одета).

3. В какие игры ты любишь играть с этой игрушкой?

4. За что ты ее особенно любишь?

На следующий день на уроке был вывешен план рассказа. Вот какой рассказ получился у одного из учеников:

Мой любимый медвежонок Кузя.

Мне моего мишку подарили на день рождения, когда мне было пять лет. Зовут медвежонка Кузя, сделан он из меха. Голова у него большая, глаза маленькие, нос черный, язычок красный, туловище овальное, лапки толстые. Медвежонок мягкий, приятный. Его, наверное, сделали добрые руки мастера. Я люблю играть с ним в цирк, в школу. Однажды я носил его в детский сад. Спать я ложусь вместе с ним.

Анализ детских работ, как и на констатирующем этапе исследования, проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений.

Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:

· «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);

· «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

Общее количество всех работ было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу № 2:

Таблица 2

Результаты формирующего эксперимента (в %)

Класс

Умения

Умение строить описание

Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении

Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения

Уровни развития умений

Экспериментальный класс 2 «А»

Высокий

88%

88%

94%

Средний

11%

11%

5%

Низкий

1%

1%

1%

Контрольный класс 2 «Б»

Высокий

65%

65%

60%

Средний

30%

27%

25%

Низкий

5%

8%

15%

Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Дети строили описание (последовательно и связно описывали), раскрывали тему и основную мысль в сочинении (88% класса), отбирали материал в соответствии с темой сочинения и использовали прилагательные в описательном тексте.Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне.

Перейти на страницу: 1 2