Методы и приемы развития речи у учащихся.

Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокуп­ности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, лите­ратуры, риторики, с социальной деятельностью детей.

Имитативные методы по-другому можно назвать методами «по образцу». В рамках имитационных методов находят место и анализ об­разцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность - выбор слов и дру­гих средств языка, и моделирование образцовых текстов, и конст­руирование по этим моделям предложений и текста, и обобщение, вывод правил, и даже творчество - пересказы и письменные изло­жения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация, художественное чтение и рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество.

Методы обучения речи «по образцу» имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные виды пересказа прочитанных текстов, письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбо­ром текста, с иллюстрированием, с изменением жанра. В арсенал методов «по образцу» вхо­дят и более мелкие, частные упражнения: составление предложе­ний или компонентов текста по типу данного или по модели, ко­торая тоже, возможно, составлена учащимися; отработка произ­ношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учи­телем, и особенно - по пониманию замысла автора - писателя или на основе артистического исполнения раз­личные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочи­танным, а в литературно-творческих кружках - переводы, подра­жания, пародии. «По образцам» школьники работают над типами речи и над различными жанрами : над описанием, повествованием, рассуждением; над стилистическими, композиционными, содержательными осо­бенностями рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочи­танной книге или о спектакле, характеристики, а также над со­ставлением так называемых «деловых бумаг» - объявления, заяв­ления, делового письма, телеграммы, дневниковых записей.

Имитационный метод очень развит в начальной школе, но он не может быть достаточным: обучение «по образцам» лишь под­готавливает учащихся к другим методам развития речи.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все его ступени - и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений: создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; рисование картин, ведение записей и дневников; создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров - докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы.

Этот метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых в процессе различно­го рода письменных и устных речевых упражнений - сочинений и пр. Обычно выделяют семь групп таких умений, в своей последо­вательности создающих методику:

- умения, связанные с темой сочинения, с ее пониманием, опре­делением ее границ, субординацией тем, раскрытием темы;

- умение подчинить свое сочинение определенному замыслу, выразить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступками пр.;

- умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом;

- умение систематизировать материал, располагать его, обдумы­вать и составлять план, работать над композицией - началом, за­вершением;

- умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, о6разы; подготовка фрагментов будущего текста, в устном варианте - обдумывание интонаций, обращений и пр.;

- умение составлять текст- в устной речи - импровизировать, в письменной - записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы.

Перейти на страницу: 1 2