Типологические классификации

Типы литературы – это группы литературных произведений, обладающие существенными качественными отличиями, выделенные путем теоретической абстрагирующей работы научного мышления и представляющие собой идеализированную модель реальных объектов. При типологической классификации литературы часто приходится учитывать не один признак, а определенный их комплекс, или комплексный критерий классификации. Поэтому нужно считать говорить именно о типах литературы, которые выделяются в процессе ее типологизации.

В качестве одного критерия типологизации литературы, или основного типообразубщего признака, разными авторами называлось целевое назначение, читательское назначение, совокупность читательского и целевого назначения или совокупность других признаков. При этом один и тот же признак понимался по-разному, составленные на его основе перечни типов значительно различались.

Типологизация литературы в книговедении и документоведении должна основываться не на каком-то одном признаке, отражающем одну сторону литературного произведения, а на комплексном критерии, представляющем собой взаимосвязанную совокупность признаков, среди которых одни являются ведущими, другие – производными. Необходимо также выделить признак классификационный – определяющий направление разбивки литературы на типы, и признаки классообразующие – конкретизирующие содержание первого.

Типы литературы можно определить и по другим признакам, создавая параллельную фасетную классификацию, где разные признаки не зависят друг от друга и, соответственно, разные направления классификации не подчиняются друг другу (см. таблицу) [12, c. 319-321].

Признак классификации

Тип литературы

1. По возрастному признаку

1.1. Литература для взрослых

1.2. Детская литература

2. По языковому признаку

2.1. Оригинальная литература

2.2. Переводная литература

3. По социальному назначению

3.1. Политические первоисточники

3.2. Правовые первоисточники

3.3. Художественная литература

3.4. Публицистическая литература

3.5. Массово-информационная литература

3.6. Мемуарная литература

3.7. Научно-исследовательская литература

3.8. Научно-популярная литература

3.9. Учебная литература

3.10. Производственная литература

3.11. Рекламная литература

3.12. Научно-информационная литература

3.13. Справочная литература

3.14. Литургическая (богослужебная) лите-ратура

3.15. Теологическая (богословская) литера-тура

3.16 Религиозно-популярная литература

3.17. Развлекательная литература и др.

Главный признак, по которому определяют основные типы литературы, - социальное назначение. Классификационным признаком при выделении основных типов литературы должно быть соответствие определенному виду и сфере общественного сознания, уровню сознания, месту в системе социальной коммуникации. Связь литературы с общественным сознание объясняет конкретно-исторический характер ее типов.

Классообразующие признаки при выделении основных типов литературы можно объединить одним понятием – социально назначение. В нем учитываются разнообразные качественные характеристики литературных произведений: целевое и читательское назначение, предмет и способ отражения действительности, особенности происхождения литературных произведений, их назначение в жизни общества – как ведущие признаки. Также производными от них являются стилистические и композиционные особенности литературных произведений [12, c. 322].

Кроме основного признака могут выделяться также и другие, дополнительные признаки, которые позволяют выделять иные типологические ряды. Таким образом, в типологической классификации литературы применяется метод параллельной классификации по отдельным, не зависимым друг от друга, признакам.

Первый дополнительный признак классификации литературы на типы – возрастной, то есть в нем учитывается возраст читателя, на которого рассчитано литературное произведение. По возрастному признаку разделяют литературу для взрослых и детскую литературу. Но следует уточнить, что точных возрастных границ не существует. Потому что бывает, что литература, написанная для детей становится читаемой взрослыми, например «Алиса в стране чудес» Л. Керрола; или же наоборот: произведение для взрослых читают дети, например «Приключения Гулливера» Дж. Свифта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4