Современное образовательное пространство

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образователь­ные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоя­нию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном про­странстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образо­вательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют опреде­ленные глобальные тенденции:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность об­разования всему населению страны и преемственность его ступеней и уров­ней, предоставление автономности и самостоятельно­сти учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим

(возможность и равные шансы для каждого человека

получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

«Мировой организм есть непрерывное целое”. Цицерон

.

3) значительное влияние социально-экономических фак­торов на получение образования (культурно-образовательная монополия от­дельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шо­винизма и расизма);

4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способ­ностей учащихся;

5) разрастание рынка образовательных услуг;

6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава сту­денчества (становится более демократическим);

7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой центра­лизацией и полной автономией;

8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образователь­ных программ;

10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одарен­ным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их спо­собностей в процессе и средствами образования;

11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в раз­витии, детей-инвалидов.

Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространствен­ная (территориальная) и организационная структуры.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают круп­ные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью пред­полагают участие различных образовательных систем.

К крупным международным проектам относятся:

• ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% сту­дентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);

• ЛИНГВА — это программа повышения эффективности изучения иностран­ных языков, начиная с младших классов;

• ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;

• ЭСПРИТ — проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;

• ЕИПДАС — это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;

• ТЕМПУС представляет собой общеевропейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6