Типы воспитания

Первый исторический тип воспитания, относящийся к первобытному челове­ку, обладал рядом особенностей. Его отличительной чертой была высокая эффек­тивность и значительное соответствие целей, средств и ре­зультатов воспитания.

Можно сказать, что воспитывала сама жизнь; природ­ная среда требовала от человека только такого поведения и действия, которые позволили бы ему выжить. В данный период проявлялся традиционный характер ориентации детей на воспроизводство деятельности взрослых, опыт которых был сравнительно невелик. Воспитание в перво­бытном обществе осуществлялось вместе с борьбой за вы­живание и требовало постоянного усвоения жизненно не­обходимого ряда навыков, умений и обрядов. Любые виды самоограничений, с которыми сталкивался ребенок, были коллективными и носили обязательный характер. В данном типе воспитания мы встречаемся с уникальным опытом стремления человека от неумения к умению, от незнания к знанию, а также к возникновению потребностей познания окружа­ющего мира.

«Отношения, познающи­еся из опыта, всегда не вполне достоверны и совершенны, и однако же сравнению всегда есть за что уцепиться».

М. Монтень

По мере становления цивилизации первый тип воспитания, основанный на ес­тественном разделении труда и соответствующей социокультурной сущности пер­вобытной эпохи, уступает место второму типу воспитания. Этот тип был детер­минирован общественным разделением труда и сопровождался имущественным и социальным неравенством. Различные социальные группы и отдельные люди име­ли возможности, соответствующие их общественному положению. В результате у них появились разные педагогические задачи. То есть произошла дифференциа­ция целей воспитания и способов реализации последних. Поэтому второй тип представляет историческое многообразие воспитания человека, обусловленное социокультурными особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека (А. Н. Джуринский, Г. Б. Корнетов). Но для каждой великой или локальной цивилизации характерны свои особенности воспитания. Каковы же педагогические традиции великих древних цивилизаций?

Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до. н. э. и также утвердилась в Корее и Японии. Не­смотря на некоторую динамику, содержание воспитания в рамках данной цивилизации оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма.

Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории че­ловечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отда­вал преимущество перед образованностью развитию в человеке нравственного начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в моло­дых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование. Последнее предполагало не только познание высшей добродетели, но и следование ей в каждый момент жизни. Свою жизнь нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану, не возлагая все надеж­ды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, постольку сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило пре­имущественно семейно-сословный характер.

Центром Южноазиатской цивилизации была Индия. Данной цивилизации были свойственны общинный уклад жизни и кастовая организация общества, ос­вященная ритуальным символизмом. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богом, мудрецами и предка­ми. Через суровое воспитание и самовоспитание человек должен был преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния с над-личным и над-социальным божественным абсолютом. То есть достичь нирваны.

Мировоззренческой основой педагогической традиции Южноазиатской циви­лизации был индуизм, а позднее буддизм. Данная основа и определяла образ жиз­ни человека, систему социальных и этических норм, обрядов и праздников. Ни воспитание, ни обучение не считались всесильными. Врожденные качества и на­следственность в рамках данной традиции полностью обусловливали возможно­сти воспитания и образования в процессе развития человека. Педагогический иде­ал, различавшийся в зависимости от касты, имел в своей основе такие общие чер­ты, как самообуздание, добронравие, верность обетам, разумность и скромность. Например, у брахманов ведущим качеством считалось проявление интеллекту­альных способностей, у кшатриев — силы и мужества, у вайшьев — трудолюбия и терпения, у шудров — покорности.

Перейти на страницу: 1 2 3