Общекультурное значение педагогики

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значе­ние. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведе­ния, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективно­го воспитательного воздействия, о способах взаимодей­ствия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонима­ние. В условиях выбора типа образования родителям важ­но иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

«Культуру можно назвать “памятью мира и общества”».

А. Молье

В наше время пришли к осознанию того, что образование и воспитание явля­ются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию обще­ства и уровень его культурного развития,

В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. К ним относятся «знаниевая» и «культу­рологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентристская» и «детоцентристская». Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного эле­мента в системе основных параметров образования как социокультурного фено­мена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представ­ления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной историче­ской эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысле­ние ценности образования в обществе; осознание культурного развития челове­ка; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования.

В европейской культуре «знаниевая» парадигма имеет самую длительную ис­торию. Она влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи со ста­новящимся практическим и теоретическим опытом человека.

«Культурологическая» парадигма в большей степени ориентирует не на зна­ния, а на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. В связи с развитием культуры и общества спектр элементов постоянно расширяется, в него добавляются и овладение основами физической и эстетической культуры, эколо­гии и экономики и др.

Сущность «технократической» парадигмы проявляется в своеобразном миро­воззрении, основными чертами которого являются приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловечески­ми интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократическому вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. «Гу­манистическая» парадигма ориентирует на изменение образа мышления челове­ка, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопере­живание, соучастие и сотрудничество.

Перейти на страницу: 1 2