Анализ состояния голоса детей, участвующих в эксперименте.

В заключении мы считаем необходимым остановиться на характеристике состояния голоса детей, дефекты которого также сказываются на качестве произношения.

Было установлено, что у 50% детей голос был нормальной высоты, силы и тембра. У остальных детей мы наблюдали различные дефекты голоса, касающиеся этих параметров.

У 40% детей мы наблюдали дефект, связанный с нарушением силы голоса, который выражался у Кирилла Б. и Любы Г. в очень тихом, слабом, едва слышимом голосе. Такой дефект обычно характерен для маленьких детей в начале обучения, поэтому здесь видна недоработка сурдопедагога.

У 40% детей мы отметили дефект, связанный с нарушением нормальной высоты голоса. Данный дефект наблюдался у Симы М. и выражался в фальцете. Фальцетный голос – очень грубый дефект, у Симы он был еще и стойким. Причину стойкости данного дефекта мы видим в недостаточной работе сурдопедагога по его устранению. У Вики П. дефект высоты голоса выражался в том, что ее голос был слишком низким. Дефект являлся стойким и требовал постоянной коррекции со стороны сурдопедагога.

В одном случае, у Алины З., мы наблюдали сдавленный голос. Данный дефект связан с нарушением тембра голоса.

Таким образом, можно сделать вывод, что у половины обследуемых детей имеются те или иные дефекты голоса. Положительное влияние на формирование нормального голоса оказывают: использование остаточного слуха при коррекции и последовательная и планомерная работа сурдопедагога.

Выводы по главе 2.

1. На овладение устной речью детей с нарушенным слухом большое влияние оказывает степень снижения их слуха.

2. Анализ качества устной речи дошкольников с нарушенным слухом показал, что программные требования по формированию слого-ритмической структуры речи выполнены не полностью: в речи детей преобладает послоговое, равноударенное произношение.

3. Отрицательное влияние на формирование слого-ритмической стороны устной речи оказывают:

— отсутствие целевой направленности при работе над формированием слитного с ударением произношения;

— неправильный образец речи сурдопедагога;

— отсутствие наглядного изображения слитности и ударения в письменных табличках;

— недостаточная работа сурдопедагога над формированием естественного темпа произношения слов.

4. В устной речи детей с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста страдает самостоятельность произношения. Это объясняется отсутствием целевой установки на формирование самостоятельности произношения, а также чрезмерное использование приема СОП.

5. К старшему дошкольному возрасту дети с нарушенным слухом овладели произношением следующих запланированных звуков: всех гласных, согласных п, т, с, д, в, м, н, л

и мягких согласных. По остальным звукам программные требования не являются выполненными.

6. Качество звукопроизношения зависит от следующих условий:

— от сроков начала работы над звуком;

— от соблюдения последовательности и систематичности в работе над звуками;

— от образца речи сурдопедагога.

7. При анализе состояния голоса у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом были выявлены дефекты, связанные с нарушением силы голоса, его высоты и тембра. Это можно объяснить недостаточно внимательным отношением сурдопедагога к данной проблеме.