Экспериментальная работа по формированию самоконтроля в процессе обучения математике по системе Эльконина- Давыдова.

При такой форме работы как

S(км)

Т(час)

 

коллективная проверка

300

6

 

определенная роль принадлежит

?

2

 

учителю, так как , если дети сами

400

?

 

ничего не доказывают, учитель

задает им вопросы, подталкивающие

1) 6 : 2 = 3 (раза)

2) 300 : 3 = 100 (км)

3) 400 : 100 = 4 (раза)

4) 2 х 4 = 8 (часов)

Итак, слушаем первую группу, а все остальные будут контролерами. Вам нужно определить правильно ли составлена задача и доказать, что она решается.

“Катер проходит 300 км за 6 часов. Сколько километров он пройдет за 2 часа? За сколько часов катер пройдет 400 километров? “

Какого вида этот процесс? (Это процесс движения.) Как вы считаете, правильно группа составила задачу? (Да.) Почему? (В таблице даны характеристики первого процесса: расстояние 300 км и время 6 часов, и в задаче говорится, что катер проходит 300 км за 6 часов .) Докажите, что эту задачу имеет смысл решать. (Это “хороший” процесс, на это указывает глагол “проходит”. Он означает, что за каждые 6 часов катер проходит 300 км.)

Объясните решение вашей задачи. (Группа рассказывает, как они решали задачу, поясняя каждое действие.)

Как вы считаете, правильно или нет эта группа решала задачу? (Да) А ответ они получили правильный? (Да) Как можно в этом убедиться? (Можно подставить полученные ответы в таблицу, тогда мы увидим, что процесс равномерный, т.е. во сколько раз изменяется одна из его характеристик, во столько же раз изменяется и другая характеристика.)

к объяснению ответа.

Группа, которая выступает у доски, тоже осуществляет контроль, только это контроль за своими действиями, т.е. самоконтроль. Но мы не считаем нужным уделять этому особое внимание, т.к. у них самоконтроль осуществляется неосознанно. Поясняя свое решение задачи, они не просто перечисляют выполненные действия, а объясняют каждое из них, в результате чего дети могут убедиться в их правильности или неправильности.

Итак, на этом фрагменте урока мы показали, как осуществляли коллективную проверку решения задач, которая является промежуточным звеном между контролем педагога и самоконтролем учащихся.

Следует отметить, что системой Д.Б.Эльконина и В.В Давыдова

предусмотрено, что дети должны постоянно объяснять, обосновывать, доказывать свои ответы и действия. К этому их приучают. Начиная с первого класса, что несомненно способствует формированию навыка самоконтроля. Дети с самого начала приучаются следить за правильностью и логичностью действий других, а также критически относиться к своим собственным действиям.

Среди приемов формирования навыка самоконтроля мы описывали прием решения задач разными способами. Мы воспользовались им и при формировании навыка самоконтроля у учеников школы “Литица”. На примере фрагмента одного из уроков покажем, как мы это делали.

Содержание фрагмента урока

Комментарии

Детям был предложен для решения № 602(1).

“Масса трех пачек чая 150 г. Какова масса 10 таких пачек? 100 пачек?”

Решите эту задачу разными способами. Прежде, чем приступить к работе, скажите, как этот процесс называется? (Составление целого из частей.) Назовите характеристики процесса. (S-масса пачек;

Т- количество пачек.) Какой это процесс? Почему? (“Хороший”, так как все пачки одинаковые.)

Во время этого урока мы обратили внимание детей на то, что проверить правильность выполнения задания можно, решив его другим способом. На примере конкретной задачи дети вспомнили, каким образом, решив задачу другим способом, можно узнать, правильно она была решена или нет. Умение находить разные способы решения задач означает овладение одним из приемов самоконтроля.

1 способ: +

 

S(г)

Т(пачки)

 
 

150

3

 

10

?

10

10

 

?

100

 
 

1500

30

 
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7