Социальные и психолого-педагогические основы проблемы

В развернутом виде педагогические условия формирования познаватель­ных интересов можно представить так:

- определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;

- нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний;

- определенным образом организованная познавательная деятельность, ха­рактеризующаяся системой умственных действий;

- такая форма организации обучения, при которой обучающийся ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующую проявления мак­симальной умственной активности;

- использование средств самостоятельной работы;

- развитие умения активно оперировать знаниями;

- при решении любой познавательной задачи использование средств кол­лективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства, перево­дящих учащихся от подражания к творчеству;

- побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной сто­роны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных познавательных задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика.

Познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изло­жении материала. Щукина Г.И. отмечала, что в деятельности учителей есть об­щие черты, способствующие развитию интереса учащихся:

- целенаправленность в воспитании познавательных интересов;

- понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу - важнейшая составная часть работы учителя;

- использование богатств системы знаний, их полноты, глубины;

- понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным знаниям;

- внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным стимулом поддержания и укрепления познавательного интереса.

И, наконец, необходимо рассмотреть вопрос о возможности контроля, изу­чения наличия у детей познавательного интереса, степени развитости его ха­рактеристик. Очевидно, что это определяется с помощью тех или иных крите­риев. Поставленным вопросам уделяется внимание в исследованиях Б.Г. Ананьева, И.Я. Лернера, Р.Г. Лемберга, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. Ана­лиз работ названных исследователей позволил выделить следующие критерии оценки познавательного интереса:

- вопросы учащихся к взрослым, требующие удовлетворения потребности в расширении информации (I уровень интереса), выяснения причинно-следс­твенных связей, раскрытия закономерностей (II более высокий уровень интереса);

- поисковая активность учащихся, проявляющаяся в их инициативности и самостоятельности;

- умение решать самостоятельно познавательные задания, находить выход из проблемных ситуаций;

- повышенный интерес к теоретическим знаниям; стремление к овладению этими знаниями; учащиеся не довольствуются услышанным на уроке, а само­стоятельно пополняют свои знания из различных источников;

-эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:

удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

В этом своеобразном сплаве психических процессов важнейшим элемен­том является волевое усилие, самым характерным в нем - самостоятельное до­бавление знаний.

Беляева Н.А. и Архипов А.Д. считают показателем познавательного инте­реса и регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолевать трудности, попробовать различные ходы дос­тижения цели.

Таким образом, познавательный интерес, будучи разновидностью интере­са, вообще, является существенным качеством личности, направленным на ов­ладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в по­знавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях.

Познавательный интерес является образованием формирующимся и разви­вающимся. При специально создаваемых определенных педагогических усло­виях познавательный интерес возможно формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцирован­ным, устойчивым и действенным. Наличие познавательных интересов у школь­ников поддается контролю с помощью специальных критериев.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6