Введение

Методы исследования:

1) изучение по литературным источникам исследований в области фило­софии педагогической психологии, дидактики, общей методики преподавания естественнонаучных учебных дисциплин, методики преподавания природове­дения, проблемы детских интересов и методики использования научно-попу­лярной литературы о природе в учебном процессе;

2) анализ действующих программ, учебников, учебных пособий с целью выявления возможностей использования в современном учебном процессе по природоведению научно-популярной литературы;

База исследования. Для проведения систематической опытно-экспери­ментальной работы были отобраны городские школы №№ 1 и 2 г. Задонска Липецкой области.

Научная новизна исследования состоит в том, что выполнен психологически и дидактически обоснованный и экс­периментально проверенный отбор приемов формирования и развития этого интереса; доказано, что эффективность отобранных приемов наиболее высока, когда они несут в себе ситуации противоречия, проблемы, которые ученик стремится разрешить, и когда они тесно связаны с обязательным учебным про­цессом по природоведению; показано положительное влияние формирования у детей интереса к чтению научно-популярной литературы о природе на развитие личности ребенка в целом и, в особенности, самостоятельной познавательной деятельности (читаемость, знания, применение, использование полученной ин­формации, развитие умений работать с книгой).

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении методи­ки преподавания природоведения методикой использования в учебном процессе научно-популярной литературы о природе, опирающейся на естественный инте­рес ребенка к познанию природы и деятельностный подход в обучении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает учителю достаточно эффективную методику развития у детей интереса к чтению научно-популярной литературы о природе без изменения содержания обучения и увели­чения временных затрат. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании учебников природоведения и в работе со студентами при под­готовке их к будущей самостоятельной практической деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4