Исторические события и семейные реликвии в образовательном процессе  школы.

Мы полагаем: проведенная с детьми работа помогла им осознать, что встретиться с музой Клио можно не только на страницах учебника, но и в привычной домашней обстановке, и ощутить тем самым свою причастность к Истории.

Утверждают, что вещи хорошо характеризуют личность. Подобным же образом мы решили исследовать наличие свидетельств материальной и духовной культуры прошлого в семьях. Ощущает ли современная семья потребность в хранении памятной, но почти не находящей практического применения в быту вещи или же вслед за сиюминутными веяниями моды стремится украсить свое жилье престижными приобретениями.

В основной массе семей, как выяснилось, сохраняются единичные вещи, срок службы которых в среднем исчисляется пятью десятками лет. Иногда встречаются предметы, имеющие более длительную судьбу, относящиеся к началу ХХ или концу ХIХ века. Изучая полученные данные, мы обнаружили, что чаще всего сохраняются определенные группы вещей, важность которых мы проиллюстрируем самыми интересными примерами из работ учащихся.

1. Шкатулка для хранения документов, украшений-15% работ.

«Прабабушка хранила в шкатулке самое дорогое и памятное. Это напоминало ей о прошлом , о людях , которые много значили в ее жизни , о близких родственниках , о доброте , любви и радости . Когда прабабушка открывала шкатулку , она плакала, вспоминая этих людей . Сейчас шкатулкой пользуется вся наша семья».

«Этой шкатулкой пользовались многие мои родственники. Я, наверное, и не перечислю всех, но все-таки попробую. Моя прабабушка, бабушка, мама, ее сестры, наконец шкатулка дошла до меня. Я думаю что она пойдет дальше путешествовать по моим потомкам и тогда уже станет реликвией в нашей огромнейшей, считая предков и потомков, семье».

В последней работе особо примечательно, что автор осознает себя и свою семью не только в замкнутом круге «я и люди существующие рядом», но и проецирует само понятие «семья» на будущее, на еще не существующих реально людей.

2. Часы, полученные в качестве награды, подаренные на свадьбу или юбилей-12% работ.

«Часы прадедушке подарила жена на день рождения, а через неделю он ушел на фронт. Ему было тогда всего 30 лет. В 1943 году прадедушка погиб, и часы переслали прабабушке. Потом она передала их мне. Эта единственная вещь, которая осталась от моего прадедушки. Мы очень дорожим этими часами и храним их в память о нем».

«Часы принадлежали моему прадедушке. В 1949 году, когда он работал секретарем в райкоме, его наградили за хорошую работу часами. Когда бабушка закончила 10 классов, часы подарили ей».

Некоторые ученики рассказывают, что родители хранят старые карманные часы дедушек даже несмотря на то, что они потеряли внешнюю красоту и привлекательность, а механизм уже давно не работает.

3. Мебель, в основном сделанная своими руками : письменный стол, книжный шкаф, сундук и др.-12% работ.

«Самая старая вещь в нашем доме – сундук. Он был изготовлен еще в то время, когда правил царь, а нам достался от прабабушки. Сундук сделан из хорошего дерева, обит жестью с орнаментом и закрывается на ключ».

« Давно, когда мой дедушка был молодым и учился в техникуме, ему потребовался письменный стол для занятий, и он по своим чертежам сделал для себя стол … Когда я вырос и пошел в школу, подошел и мой черед пользоваться этим удобным столом. Глядя на этот стол, все восхищаются дедушкой и его «золотыми руками».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8