Что такое родиноведение?

А. М. Седельников, наш видный земляк, педагог и исследователь многих областей Западной Сибири, писал: «Чтобы быть полезным членом своей Родины и государства, необходимо с ранних лет изучать свою родину; изучая ее, мы научимся более любить и ценить свое отечество» (11).

Несомненно, что современной школе нужно родиноведение. Под данным понятием мы подразумеваем не особый школьный предмет, а систему педагогической работы, складывающуюся из учебных и внеклассных действий, направленных на ознакомление учащихся с материальным, духовным и эстетическим богатством родного края, а именно: экскурсий по примечательным местам города, тематических классных часов, библиотечных уроков, самостоятельной исследовательской работы школьников. В ходе такой работы они могут открыть для себя то, что удивительное находится рядом - это и наши родственники, являющиеся живыми носителями истории, старые фотографии, документы, семейные реликвии, тем более, что в последнее время выдвигается требование заселить историю людьми, ее подлинными творцами. В самом деле, признавая на словах, что любое общество есть продукт взаимодействия людей, в исторических исследованиях человеку отводилось как раз весьма скромное место, люди, народ оставались как бы за кадром, а сама история лишалась своей гуманистической направленности (14).

Следовательно, тем важнее обратить внимание школьников на человека. Именно поэтому ученые пишут об опасности технократического мышления и о необходимости преодоления асимметрии в организации единого корпуса знаний. Требуется программа создания человековедческой системы знаний (В. П. Зинченко, А. И. Субетто, В. В. Чекмарев).