Состояние развития самостоятельности у учащихся 7 классов.

Объективно говоря, сплошь и рядом мы встречаем в современной массовой школе учителей, которые, осознавая важность воспитания в учениках самостоятельной, свободной личности,тем не менее не умеют на должном уровне организовывать учебную деятельность школьников на уроке.

Приходится считаться и с таким фактом, как неспособность многих учеников самостоятельно работать, планировать свою деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, их стремление увильнуть, избежать, а порой и сорвать самостоятельную работу, их желание все получить в готовом виде без труда и собственных усилий. Не все учителя способны преодолеть это сопротивление.

Нередко также в общеобразовательной школе наблюдается картина, когда учителя стремятся “выдать” запланированный учебный материал, т.е. усилия учителей направлены на то, чтобы “вложить” в ребенка как можно больше знаний по тому или иному предмету, а воспитательную работу оставить родителям.

Перечислив указанные выше причины и недостатки, мы вовсе не собираемся этим оправдать пассивность учителей или смириться со сложившимся положением дел. И при этих условиях очень многие учителя сумели прекрасно, образцово организовать учебный процесс так, чтобы происходила не только передача знаний, но и воспитание нравственности, норм поведения, культуры общения, и при этом добиться поистине замечательных результатов. Этот опыт пора серьезно изучить и распространить в широких масштабах.

Следует заметить, что нигде так пагубно не сказывается формализм, как в организации самостоятельных занятий учащихся. Смотришь порой, как будто все есть: и цели ставятся, и учащиеся их принимают, и вопросы задаются, и задачи решаются – дети работают, самостоятельно что-то делают, а по существу, если вникнуть основательно – все это чисто внешнее, все эти действия носят поверхностный характер: дети выполняют работы строго по образцу, повторяя подсказанные решения, за результаты своей работы не отвечают , могут работать пассивно, не стараясь проявить себя. Это происходит видимо потому, что некоторые учителя не принимают свободу выбора и самостоятельность принятия решений за основные принципы процесса обучения, они загоняют учеников в определенные рамки, выдают шаблоны ответов, не принимают работы, выполненные не по образцу .

Задача каждого учителя – видеть в ребенке индивидуальность, личность, стремящуюся к внутренней и внешней свободе, пробуждать у ребенка устремленность к сознательному личностному самоизменению, потребность самосовершенствования, саморазвития.