Подростковый возраст – возраст , благориятный для развития самостоятельности учащихся.

Для данной работы интерес представляют школьники среднего возраста (в частности ученики 7 класса). Принимая это во внимание, рассмотрим особенности развития детей данного возраста подробнее.

В возрасте 12 – 15 лет учащиеся приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-символьных моделей действительности. Наиболее эффективно развивается интеллект, формально-логическое мышление. В этом возрасте появляются высшие эмоции (совесть, долг, чувство свободы и др.). Воспитание постепенно уступает свое место самовоспитанию. Появляются такие новообразования, как рефлексия, самокритика и желание стать лучше. Ученик может осваивать культуру по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития, у него появляется желание избавиться от недостатков своего характера, вредных превычек. В подростковом возрасте оказываются востребованными все “накопленные” ребенком в процессе его жизнепроживания возможности саморазвития. В этом возрасте ребенок воспринимает себя как взрослого и обижается на недооценку его взрослости, но периодически обнаруживает свою неготовность к соответствующему существованию. Это усиливает потребность самоутверждения, саморазвития, потребность в развитии самостоятельности.

Подростковому возрасту в основном свойственны стремления к знаниям, кипучая энергия, активность, пытливость, жажда деятельности. Именно на эти качества следует опираться.

У детей в подростковом возрасте вырабатываются устойчивые нормы нравственного поведения, основы мировоззрения, волевые качества, ведущие элементы характера.

Учитывая описанные особенности школьников 7 классов, следует подобающим образом организовывать процесс воспитания, помогать учащимся развивать в себе самостоятельность, становиться индивидуальностью, утвердиться в обществе как свободная личность.