Введение

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляет основу государственной политики в области воспитания.

Сегодня воспитание направлено на выработку у подрастающего человека умения решать свои проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, искать самостоятельно способы построения подлинно человеческой жизни на сознательгной основе, пытаться ответить на вопросы “Кто Я? Как живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя?”. Ответы на них способствуют формированию рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни и жизни других людей. Дать ответы на такие вопросы может лишь человек грамотный, свободный, самостоятельный. Именно в таких людях нуждается сегодня общество. Перед школой встает задача постепенно превратить подрастающего человека из существа, управляемого извне, в самостоятельную личность, осознающую свои права и обязанности.

Если обратиться к реальной обстановке в школе, то можно увидеть, что большинство учителей, хотя и понимают важность развития в ребенке самостоятельной, творческой, свободолюбивой личности, однако на практике не осуществляют этой работы. Получается, что школа готовит не свободную, творческую личность, не субъекта, а “функционала”-исполнителя. В связи с этим возникает проблема, как организовать учебный процесс, обеспечивающий воспитание и развитие свободной личности, стремящейся к постоянному совершенствованию своих знаний, к саморазвитию.

Объект - система обучения на занятиях математического кружка.

Предмет – педагогические условия, обеспечивающие развитие самостоятельности учащихся средствами математики.

Проблема, объект, предмет определяют цель исследования.

Цель: разработать теоретические основы и процессуальные аспекты развития самостоятельности учащихся 7 классов средней школы на кружке.

Цель конкретизируется в задачах:

1) Разработать теоретические основы педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся;

2) Разработать технологию предъявления учащимся самостоятельности, как воспитательной цели; технологию прогнозирования положительного отношения к самостоятельности, как составляющей нравственной категории свободы и принять ее для самовоспитания;

3) Разработать модели (идеальные и реальные) кружковых занятий, обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся.

Анализ научной литературы и изучение педагогической реальности позволили в основу исследования положить рабочую гипотезу: развитие самостоятельности учащихся 7 классов средствами теории сравнений станет возможным, если:

1) на каждом занятии будут поставлены воспитательные цели;

2) произойдет осмысление и принятие для саморазвития нравственной категории самостоятельности как составляющей свободы;

3) ученики будут самостоятельно моделировать познание и поведение при изучении теории сравнений на основе нравственной категории самостоятельности.

Для решения проблемы курсовая работа построена следующим образом: в первой главе освещены основные теоретические вопросы развития самостоятельности учащихся, в частности раскрыт психолого-педагогический аспект развития самостоятельности учащихся 7 классов средствами математики и описано состояние развития самостоятельности учащихся 7 классов. Вторая глава посвящена рассмотрению вопроса о возможности предъявления самостоятельности учащимся как воспитательной цели и разработке моделей кружковых занятий, обеспечивающих развитие самостоятельности учащихся.