Определение понятий способность, одаренность.

3. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

4. эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

5. высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.[20]

А. М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н. С. Лейтес, В. М. Теплов, В. А. Крутецкий, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, В. М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, А. В. Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я. А. Понамарев и многие другие ), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее :

1) доминирующую роль познавательной мотивации;

2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;

3) возможности достижения оригинальных решений;

4) возможности прогнозирования и предвосхищения;

5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.[17]

При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования "творческого человека". С этим полностью соглашается В. А. Моляко. Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:

¨ задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

¨ интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;

¨ любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

¨ быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;

¨ склонность к постоянным сравниваниям, сопоставлениям. выработке эталонов для последующего отбора;

¨ проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;

¨ эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д. '

¨ настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

¨ творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;

¨ интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

¨ сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

¨ способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [16]

Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление одаренности через:

1. доминирование интересов и мотивов;

2. эмоциональную погруженность в деятельность;

3. волю к решению к успеху;

4. общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;

5. понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

6. бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");

7. стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);

8. многовариантность решений;

9. быстроту решений, оценок, прогнозов;

10.искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность можно представить, имея в основе ту или инию фундаментальную позицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно:

I. сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;

II. проявление творчества;

III. проявление интеллекта;

IV. динамика деятельности;

V. уровни достижений;

VI. эмоциональная окраска.

По каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки.

Выделим основные типы творческой деятельности:

¨ научно-логический;

¨ технико-конструктивный;

¨ образно-художественный;

¨ вербально-поэтический;

¨ музыкально-двигательный;

¨ практико-технологический;

¨ ситуативный (спонтанный, рассудительный).

Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

¨ реконструктивное творчество;

¨ комбинаторное творчество;

¨ творчество через аналогии.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6