Предложения по реформированию образования.

В то же время если уже имеются первые попытки создания единых программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста («Золо­той ключик» (Москва), «Детская школа» (Омск) и др.), основанных на принципах гуманизации и демократи­зации педагогического процесса, то средние и высшие педагогические учебные заведения, продолжают обу­чать студентов (факультеты дошколь­ного и начального школьного образования этому, т.е. практически изолированно друг от друга. Поэтому специалисты, окончившие факультет «Педагогика и психология начального школьного образования», совершенно не знают особенностей детей до­школьного возраста, и наоборот.

Не удивительно, что учителя, при­нимая детей в первый класс общеоб­разовательной школы, зачастую тести­руют их по школьным предметам, оценивая уровень развития в зависи­мости от знания определенной части учебного материала, а не от развития необходимых для обучения психичес­ких и физических качеств личности (память, мышление, воображение, любознательность, воля и др.). Воспи­татели же, в свою очередь, предвидя такие требования школы, стремятся дать детям конкретный объем зна­ний, умений и навыков, механически «натаскивая» на школьную програм­му. Таким образом, и в детском саду задачи общего развития отходят на второй план, уступая место школьной подготовке. Нивелируется сама идея самоценности дошкольного детства и основных видов деятельности детей этого возраста.

Однако даже во вновь учреждениях типа «детский сад-школа», призванных осуществить пре­емственность между дошкольным уч­реждением и начальной школой, эти две ступени образования часто просто располагаются в одном здании, но существуют автономно, так как про­блемы коренного изменения органи­зации работы образовательного уч­реждения и интеграции содержания педагогического процесса (единого «сквозного» содержания образования с дифференциацией воспитания и обучения детей на основе учета воз­растных, психологических и индиви­дуальных особенностей каждого ре­бенка) не решаются.

Решить проблему преемственности, на мой взгляд, возможно лишь, если будет реализована единая линия раз­вития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Толь­ко такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; только тогда две начальные ступени образования будут действо­вать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учрежде­нии.

Поэтому, прежде всего необходимо пересмотреть и раз­работать:

• общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса;

• общие принципы построения программ и методик;

• общие принципы отбора и подго­товки кадров.

Думается, что только комплексное решение всех этих проблем позволит на практике реализовать идею преем­ственности детского сада и школы.

В июне 1993 г. по многочисленным просьбам родителей между адми­нистрацией Автозаводского района Н. Новгорода и дирекцией ОАО «ГАЗ» был заключен договор об от­крытии на базе ДОУ № 117 учрежде­ния нового типа — Детский центр-прогимназия.

Режим пребывания в прогимназии такой же, как и в детском саду (с 6.00 до 18.00). Дети получают четырехразо­вое питание и комплекс таких услуг, как физиолечение, массаж, сауна, плавание, занятия в клубах, студиях, секциях и др. Вся нерегламентирован­ная деятельность детей организуется в разновозрастном сообществе, создаю­щем уникальную возможность кон­тактов между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Перво­классники-шестилетки, как и до­школьники, днем спят, а дети 2-4 классов имеют возможность просто отдохнуть (для этого имеются специ­альные зоны отдыха) или заняться по выбору любимым делом.

Оплата содержания детей в детском центре-прогимназии одинакова для дошкольных групп и классов (20 % себестоимости).

В течение дня в прогимназии с детьми работают воспитатели-гуверне­ры (в дошкольных группах — воспи­татели), которые организуют режим­ные процессы, нерегламентированную деятельность, присутствуют на всех занятиях, проводят затем индивиду­альную работу. Роль воспитателя (гу­вернера) как инициатора развивающе­го процесса очень важна: именно он является координатором всех педаго­гических воздействий на ребенка.

Благодаря переходу на гибкие графи­ки работы (в соответствии с конкрет­ными обязанностями в определенное время и в определенной группе-клас­се) появилась возможность изменения штатного расписания (при сохранении общего количества штатных единиц и фонда заработной платы). За счет этого были выделены (а не введены!) ставки специалистов по словесности, математике, английскому языку, ком­пьютерам, изодеятельности, ручному труду, природоведению и др., которые занимаются с детьми с 4 до 10 лет, прослеживая развитие каждого ребенка и «проживая» с ним совместную жизнь. Поэтому переход детей из до­школьных групп в прогимназические классы не вызывает каких-либо адап­тационных трудностей, тем более что все педагоги имеют специальное обра­зование и опыт работы с дошкольни­ками и младшими школьниками, что позволяет им осуществлять дифферен­цированный подход к детям. Это каса­ется и материала, и процесса общения вообще.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8