Психолого-педагогические проблемы воспитания правосознания у подростков с нарушением интеллекта.

Большое значение имеет включение несовершеннолетних через труд в широкие социальные связи. Следует привлекать подростков, разумеется, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, к участию в больших и серьезных делах: благоустройство и озеленение своего населенного пункта, сельскохозяйственные и строительные работы, детские, лесничества, школьные трудовые лагеря.

В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания» .

Оказывая воспитательное воздействие на подростка, нужно быть чутким и тактичным. Не следует придираться к мелочам. Нельзя воспитать без доверия, можно лишь принудить воспитуемого к формальному выполнению требований. Подростки хорошо чувствуют отношение к ним взрослых, уважение или неуважение к себе.

У умственно отсталого подростка надо в первую очередь выявлять положительные качества, на базе которых только и возможно достижение с ним психологического контакта и его перевоспитание.

Изучение недостатков такого подростка чаще происходит опосредованно (через других лиц в ходе конкретной деятельности, в естественной обстановке).

Нормализация отношений с подростком, имеющем нарушение в развитии интеллекта - основная предпосылка его объективного изучения. Хорошо понять такого подростка можно только в том случае, если тщательно изучить среду, людей, которые его воспитывали ранее, его товарищей по двору, улице, классу.

Надо всемерно побуждать воспитанника к самопознанию и самооценке. Привлечь в качестве своих союзников тех, кто положительно влияет на ребят, и нейтрализовать тех, кто оказывает отрицательное влияние.

Многие граждане не вмешиваются в те или иные нарушения порядка подростками, проходят мимо их общественно опасного поведения что создает у них уверенность в безнаказанности.

Являясь членом антисоциальной микросреды, совершая аморальные проступки и преступления, подросток приобретает целый ряд отрицательных привычек, навыков, стереотипов поведения. При перевоспитании необходимо сначала разрушить приобретенные отрицательные стереотипы поведения. Вместе с тем в таком подростке следует воспитывать способность трудиться, а затем превращать эту способность в потребность, которая должна стать доминирующей чертой личности.

Начиная работу с подростком, надо в нем самом вырабатывать установку на исправление: переделку собственной личности через труд и самовоспитание. При этом следует исходить из оптимистического прогноза, что в каждом подростке можно обнаружить положительные черты. Опираясь на эти положительные черты, можно приступить к формированию социально-положительной личности.

Чувство коллективизма, доброту и просто трудовые навыки невозможно воспитать без коллектива, который является одним из главных факторов воздействия на личность и особенно на ее перевоспитание.

Воспитательный процесс — процесс творческий, строящийся на учете индивидуальных особенностей личности подростка, группы подростков и всего коллектива в целом.

Нередки случаи, когда подростки оказывают скрытое, а порой и открытое сопротивление воспитательному воздействию. Воспитательная работа с такими подростками требует от воспитателя проявления незаурядных личностных качеств: настойчивости и целеустремленности, чуткости и внимания, разносторонних педагогических знаний и навыков.

Из большого арсенала средств, которые имеются в распоряжении воспитателя, он обязан отобрать и применить именно те, которые дают максимальный эффект в данном случае. Педагогической работе с подростками, имеющими нарушения интеллекта, должны быть чужды формализм, боязнь нового и главное - равнодушие к их судьбам. Лица, посвятившие себя тяжелой и благородной деятельности с такими подростками, должны волевыми и талантливыми педагогами.

Воспитатель должен обладать умением слушать собеседника и, общаясь с ним, составлять представление об его индивидуальных особенностях.

Перейти на страницу: 1 2 3