Экономическая эффективность образования.

Проблема оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в процессе экономического развития определила несколько подходов к ее решению. Существует так называемая концепция "человеческого капитала", авторы которой ( среди них известный американский ученый Т.Шульц ), считают, что расходы на процесс обучения -это "капиталовложение в человека", а накопление знаний и умений - это процесс накопления "человеческого капитала". В этом случае система образования рассматривается как "отрасль промышленности", которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что "способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно использован в производстве". Инвестиционный характер затрат на образование заключается в том, люди удерживают часть средств из своего бюджета и затрачивают их на образование, дающее им возможность зарабатывать больше в будущем, т.е. это значит, что они производят капиталовложения в самих себя. И, действительно, в жизни в связи с непрерывно-увеличивающимся спросом на специалистов высшей квалификации и все более высокой ценностью их труда, которая выражается в росте их доходов, многие родители считают затраты на получение их детьми высшего образования наиболее эффективной формой инвестиций. Еще один метод оценки экономической эффективности образования связан с именем другого американского ученого Э.Дени-сона.Этотученыйколичественносоотнесвоздействиеразличныфакторовэкономического роста на рост реального национального дохода. Его оценки приведены в таблице 3.ТАБЛИЦА 3 Факторы, влияющие на рост реального национального дохода США, 1929 - 1982 гг.

----------------------------------------------------------------

Факторы роста Вес каждого фактора (%)

----------------------------------------------------------------

(1) Увеличение трудозатрат 32

(2) Повышение производительности труда 68

(3) Технический прогресс 28

(4) Затраты капитала 19

(5) Образование и профподготовка 14

(6) Экономия, обусловленная масштабами

производства 9

(7) Улучшение распределения ресурсов 8

(8) Законодательно-институциональные

и другие факторы 9

100

По оценкам Денисона улучшение качества рабочей силы определило 14% прироста реального национального дохода в США, а поскольку самым простым показателем качества рабочей силы является уровень образования, то само образование - это один из источников экономического роста любого общества. Этим же ученым была рассмотрена зависимость между уровнем образования и доходами экономически активного населения. Э.Денисон предположил, что разница между средними доходами лиц одного возраста на 3/5 определяется уровнем образования, а остальное за счет личных способностей и других обстоятельств. Я согласен с такой оценкой значения уровня образования, т.е., действительно, в практической жизни многих людей хорошее образование дает возможность устроиться на высокооплачиваемое место работы, тем самым создавая свой основной доход. А личные способности ( такие как качество ума, быстрота восприятия нового, трудолюбие ) и жизненные обстоятельства, в которые попадает конкретный человек ( например, неожиданное предложение о дополнительной работе ) дают возможность увеличить личный доход, т.е. служат дополнением в создании этого дохода.

Перейти на страницу: 1 2