Описание опытно-экспериментальной работы

Посещение уроков подтвердило то мнение, которое было высказано в начале моей квалификационной работы - межпредметные связи реализуются очень мало, я имею ввиду связи между конкретными предметами - геометрии и черчения, т.е. объяснение связи геометрии с черчением или черчения с геометрией ограничивается, в основном, лишь короткой репликой о том, что это понятие или определение, используется также и в курсе преподавания черчения, на этом для учеников межпредметная связь заканчивается. Также и при решении задач на построение.

Когда я разговаривал с учителями данных предметов и затронул этот вопрос, то услышал в ответ, что при такой организации преподавания черчения и геометрии, рассчитывать на что-либо большее, сложно. Хотя разговор происходил в самом начале учебного года, но все учителя давно преподают эти предметы, и знают досконально всю программу преподавания на год, поэтому мы говорили не только о ситуации, сложившейся с межпредметными связями именно в первые два месяца, а о том, как обстоят дела на протяжении всего учебного года.

Анализируя действующие программы по исследуемым предметам, мы выявили много возможностей реализации межпредметных связей в обучении данным предметам, но вся проблема заключается в том, что данные предметы преподаются не параллельно друг другу. Для учителя математики 7 - 8 классов, основным способом реализации межпредметных связей, как говорилось выше, является пропедевтика, но, дело в том, что в этих классах дети не знают ещё такого предмета, как черчение, для них этот предмет - абстракция, и сколько бы учитель не говорил о связях геометрии с черчением, дети не могли для себя осознать эти связи до тех пор, пока не столкнутся с черчением, только тогда, т.е. в 9 классе начинается осознание всего того, что им говорили на протяжении двух лет. На основе этого, мы сделали вывод, что реализация межпредметных связей, на уровне лучшего восприятия учениками, возможна только в конце 8 класса, когда идёт повторение всего пройденного материала и возможно некоторым образом подготовить ребят к изучению нового предмета - черчения.

Из всего выше сказанного, по моему мнению, следует, что межпредметные связи, реализующиеся в обучении курсам черчения и геометрии в 7-8 классах, способствуют достижению основных целей обучения - развитие личности, научного мировоззрения и пространственного воображения не в полной мере. Я считаю, что для более эффективного развития этих качеств необходимо, чтобы ученики имели хотя бы общие сведения обо всех предметах, между которыми реализуются межпредметные связи на уроке. В этом смысле, наиболее приемлемым является обучение в 9 классе, и в этом со мной согласились все преподаватели.

В 9 классе ученики, уже усвоившие некоторые основные понятия геометрии, начинают осваивать новый предмет, знакомятся с его новыми понятиями и в процессе этого выясняют, что многое из того, которое они изучают в черчении, уже встречалось в геометрии, только некоторые понятия имеют другое определение. Роль межпредметных связей и заключается в том, чтобы указать ученику на общие понятия и разъяснить, что на самом деле понятие, имеющее различное определение в разных предметах, является одним и тем же. Именно при этих условиях формируется настоящая личность, научное мировоззрение, гораздо быстрее и шире развивается пространственное воображение.

Кроме возможности более эффективно использовать межпредметные связи курса геометрии и черчения, в 9 классе, так же как и в 7-8 классах присутствует пропедевтика, только пропедевтика геометрии в черчении.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7