Заикание с точки зрения психолингвистики.

Попробуем рассмотреть механизм заикания с позиций психолингвистики.

Данный аспект изучения предпола­гает выяснение того, на какой стадии возникновения речевого вы­сказывания начинаются судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное наме­рение;

2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;

2) звуковая реализация высказывания.

В разных структурах ре­чевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и дли­тельности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного.[21]

И. Ю. Абелева (и др.) считают, что заикание возника­ет в момент готовности к речи при наличии у говорящего комму­никативного намерения, программы речи и принципиального уме­ния говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Воз­никают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, за­вершающей фазе.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заика­ния неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невроти­ческое расстройство, которое является результатом нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое расстройст­во, явившееся результатом зафиксированного рефлекса непра­вильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых за­труднений разного генеза.

В третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В четвертых — механизм заикания можно объяснить на осно­ве органических изменений центральной нервной системы. Воз­можны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического ха­рактера, составляющие единство.

Таким образом, вопросы классификации заикания рассмат­риваются с разных позиций, но каждая из них является право­мерной, так как имеет свое научное обоснование.