Заикание в психологическом аспекте.

Проблемой заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей занимались многие исследователи. Изучение у заикаю­щихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее само­регуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение со­ставляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автома­тически и не требуют произвольной регуляции, то для заикаю­щихся регуляция представляет сложную задачу, требующую про­извольного контроля.

Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отлича­ются большей инертностью психических процессов, чем нормаль­но говорящие, им свойственны явления персеверации, связан­ной с подвижностью нервной системы.

Перспективно исследование личностных особенностей заика­ющихся как с помощью клинических наблюдений, так и с приме­нением экспериментально-психологических методик. С их по­мощью можно выявить тревожно-мнительный характер, подозритель­ность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склон­ность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.