Введение

Работа над голосом является важным разделом работы над устной речью с глухими и слабослышащими детьми. Проблему формирования и развития голоса рассматривали ученые различных специальностей: лингвисты, психолингвисты, логопеды, фониаторы, сурдопедагоги. Можно выделить работы Алмазовой Е. С., Вильсона Д., Дмитриева Л. Б., Ермаковой И. И., Жинкина Н. И., Лавровой Е. В., Максимова И. А., Митринович-Моджеевска А., Правдиной О. В., Рау Ф. Ф., Таптаповой С. Л., Телеляевой Л. М., Хватцева М. Е., в которых рассматриваются различные вопросы теории и практики формирования и развития голоса.

Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи.

Для детей с нарушенным слухом крайне важной задачей является формирование голоса, приближенного к норме, т. е. голоса нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Решение этой задачи невозможно без специальной работы над качеством голоса. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития голоса детей. Проведение систематической полноценной работы по формированию голоса особенно необходимо именно в дошкольном учреждении для детей с нарушенным слухом. Отсутствие методики работы над голосом с неслышащими дошкольниками обуславливает невысокие результаты формирования голосовых умений у детей. Это определяет актуальность нашего исследования.

Целью нашего исследования является изучение работы над голосом дошкольников с нарушенным слухом.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. Изучить основные характеристики голоса и механизм голосообразования.

2. Обобщить знания о развитии голоса и особенностях развития голоса у детей с нарушенным слухом.

3. Выделить характерные особенности голоса детей с нарушенным слухом.

4. Изучить состояние голоса слабослышащих дошкольников.

5. Проанализировать работу над голосом в детском саду для слабослышащих.

6. Определить методические рекомендации по работе над голосом.

Объектом нашего исследования является голос как особо значимый компонент устной речи.

Предметом нашего исследования определены особенности работы над голосом дошкольников с нарушенным слухом.

Предполагается использовать следующие методы исследования:

I. Методы изучения научных источников.

Изучение общих и специальных психологических, педагогических, лингвистических, медицинских работ.

II. Организационные методы.

1. Изучение состояния слуха детей.

2. Изучение уровня речевого развития.

3. Изучение состояния голоса дошкольников.

III. Эмпирические методы.

1. Наблюдение за речью детей на занятиях и в свободное время.

2. Анализ анемнестических данных детей.

3. Констатирующий эксперимент как метод изучения состояния голоса дошкольников с нарушенным слухом.