Тесты для изучения развитости воображения

Тест: "Вербальная (словесная) фантазия

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его ус­тно в течение 5 минут. На придумывание темы или сю­жета рассказа (истории, сказки) отводится до одной ми­нуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображе­ния .

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отве­денное время самостоятельно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не приду­мал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнооб­разных характеристик и признаков, приписываемых все­му этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе раз­нообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 та­ких признаков, а объект рассказа изображен не схемати­чески, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются при­думанные события, персонажи, их поступки.

Результат:

ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

Сюжет, название, используется прямая речь.  

Сережа Пантин

6 лет

Сюжет, название, эмоциональность.

Карен Мокисян

5 лет

Сюжет, быстрота воображения, эмоциональность, прямая речь  

Ксения Горбань

5 лет

-

Тест: "Невербальная фантазия"

Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибу интересное, используя эти изображения (рис. 41).

Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

Результат:

Стереотипность мышления, копирование у других, слабый уровень фантазии.

Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:

- во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

- во-вторых, диагнотика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг

Перейти на страницу: 1 2