Умение сравнивать предметы

Сравнение предметов по таким существенным признакам, как длинный — короткий, высокий - низ­кий, широкий узкий, толстый - тонкий, бывает зат­руднено. Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой — ма­ленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших де­тей. Не говорят ли они — большая лента вместо длин­ная лента, маленькая лента вместо короткая, большой столб, маленький столбик вместо высокий и низкий.

В активном словаре детей обычно есть слова: высо­кий - низкий, длинный — короткий, широкий — уз­кий, но иногда они одно понятие заменяют другим. Вмес­то высокий говорят длинный, вместо тонкий — узкий, вместо широкий — толстый. Наблюдения показали, что дети чаще используют в речи понятия высокий, длин­ный, широкий, толстый, чем низкий, короткий, узкий, тонкий. Вызывает затруднения и сравнение предметов путем наложения. Необходимо объяснить ребенку и по­казать сравнение различных предметов по длине путем наложения. Соединить концы лент, полосок бумаги, тесь­мы и сравнить их только по длине. Затем сравнить пред­меты, отличающиеся двумя или тремя признаками. Какая дорожка длиннее? Почему? Что длиннее: ка­рандаш или линейка? Что короче: пальто или платье?

Ребенку предлагается найти среди своих карандашей все длинные или все толстые.

Затем знания о признаках величины закрепляются во время прогулок по улице, в парке, в лесу.

Так же ведется работа над формированием понятий

ГЛУБОКИЙ - МЕЛКИЙ РАВНЫЙ ПО ГЛУБИНЕ

Различение предметов по тяжести

ТЯЖЕЛЫЙ -ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЕЕ - ЛЕГЧЕ

Сравните вес пустого ведерка, ведерка с водой и ве­дерка с песком. Какое ведро легче ведерка с песком, а какое тяжелее, чем ведерко с водой?

Сравните килограммовые мешки соли и муки. Что тя­желее — килограмм песка или килограмм пуха?

Создание жизненных ситуаций, специальные игры способствуют развитию и совершенствованию понятий о величине, форме предметов, пространственных представ­лений детей, обогащают словарь и кругозор детей, разви­вают математическую речь.