Что нужно развивать?

Рекомендуется особое внимание уделять раз­витию следующих имажинативных (от английского «imagination» — воображение) способностей и уме­ний:

1. Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах раз­вития (в 3—4 года) воображение дошкольника неот­делимо от реальных действий с игровым материа­лом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предмета­ми, то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зави­симости игры от игрового материала. Их воображе­ние может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку — лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Про­изойдет интериоризация — переход к игровому дей­ствию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предме­ты, геометрические фигурки, знаки и т. п.

2. Осуществлять «опредмечивание» неопределен­ного объекта.

Способом «опредмечивание» дети начинают поль­зоваться еще с 3—4 лет. Он состоит в том, что ре­бенок может в незавершенной фигуре усматривать определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в мячик, треугольник — в крышу домика или в парус для кораблика, и т. д. К 6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также научиться добавлять к «опредмеченному» рисунку разнообразные детали.

3. Создавать образы на основе словесного опи­сания или неполного графического изображения.

Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности ребенка. Необходимость со­здания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуа­ций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное представление предмета, когда полнос­тью он не виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития этой способности можно использовать задания, в кото­рых ребенок должен:

а) создавать образ предмета по его словесному описанию;

б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.

4. Оперировать в уме образами простых много­мерных объектов (пространственное воображение).

Все предметы окружающего нас мира существу­ют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространст­венные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространст­венного расположения. Для тренировки этой спо­собности детям шести лет можно предложить игры двух типов:

а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,

б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов в пространстве.

5. Подчинять свое- воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовы­вать план этого замысла.

Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение уп­равлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего во­площения. В этом возрасте у ребенка уже есть не­обходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. По­этому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фанта­зировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные про­изведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.).

Перейти на страницу: 1 2