Как лучше учить стихи?

Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать доволь­но часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучива­ния стихотворений является хорошим методом тре­нировки памяти.

Если ребенок испытывает трудности в заучива­нии стихов, а это явление довольно распространен­ное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс.

Первый метод — это метод постепенного увели­чения объема заучиваемого материала. Он позволя­ет сделать процесс заучивания легким и непринуж­денным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он про­сит ребенка ее повторить. Строку из 4-5 слов не сложно повторить даже 5-летнему малышу. Жела­тельно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу де­лать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональ­ным фоном (весело, спокойно, восторженно, груст­но и т.д.). Для запоминания это очень важно, по­этому было бы хорошо, если бы взрослый сам показал малышу, как это делать.

Далее взрослый читает вторую строку и просит сде­лать то же самое. Однако после паузы просите ма­лыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обре­чен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».

Второй метод предназначен для «перевода» сло­весной информации в образную форму. Стихи со­тканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одно­временно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите ма­лыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствую­щей сюжету последовательности. Пусть малыш по­пробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде глав­ного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последова­тельность образов и их основное содержание. Такое экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.

Третий метод — это метод «пересказа» стихо­творения своими словами. Читается все стихотво­рение и ребенк рассказывает, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь ма­лышу наводящими вопросами. Цель такого «пере­сказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в сти­хотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обра­ботка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.

В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одно­временно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последователь­ность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

При заучивании стихотворения обращайте вни­мание ребенка на мелодию рифмы, а также на на­строение и чувства персонажа, который в нем опи­сан.

Обязательно надо делать перерывы для отдыха. Не­обходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не хочет.

Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то про­гресс в развитии памяти ребенка, записы­вайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.