Обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение»

Как и в случае с «группировкой», обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение» следует начинать только тогда, когда ребенок овла­деет смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того, чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания дру­гих. Сделать это можно так. Показываются ему сначала 5 «основных» картинок, а когда он их вни­мательно рассмотрит — еще 5 «дополнительных» картинок, каждая из которых имеет определенную смысловую связь с какой-нибудь «основной» кар­тинкой (например, лыжи — лыжные палки, ябло­ко — груша, и т.п.). Затем идет подбор к «ос­новным» картинкам «дополнительные» так, чтобы образовались сходные по смыслу пары. Когда малыш это сделает, убираются «дополнительные» картинки и предлагается ему вспомнить их, используя «основ­ные» (они остаются перед ним). Таким образом, ре­бенок учится по «основным» картинкам воспроиз­водить «дополнительные». Это — первый этап обучения.

На втором этапе решаются те же задачи, что и на первом, только вместо «основных» картинок используются слова. Называются 7-8 слов и пред­лагается столько же «дополнительных» картинок. При этом картинки подбираются малышом сразу по ходу называния слов (вы назвали слово, он по­добрал к нему картинку, сходную по смыслу). Затем картинки убираются, опять зачитывается после­довательно каждое слово, а ребенок должен вспом­нить, какую картинку к этому слову он подбирал. На этом этапе ребенок закрепляет навык использо­вания одного объекта (слов) для воспроизведения другого (картинок). Следует отметить, что для до­школьников запоминание и воспроизведение слов труднее, чем картинок.

Следующий, третий, этап посвящен обучению обратной, в сравнении с предыдущими случаями, операции, а именно: использованию «дополнитель­ной» картинки для воспроизведения «основной». Здесь сразу ставится перед ребенком задача — запомнить «основные» картинки, использовав для этого «дополнительные». Так, раскладывается на столе 8-9 «основных» картинок, а затем столько же «дополнительных». Ребенок к каждой «основной» картинке подбирает похожую по смыслу «дополни­тельную», после чего убираются все «основные» картинки и ребенок вспоминает их, ориентиру­ясь на оставшиеся на столе «дополнительные». Этот этап является очень важным для обучения, так как он моделирует уже реальную ситуацию, в которой обычно применяется мнемический прием «смысловое соотнесение», — когда запоминание и воспро­изведение основного материала происходит с опо­рой на смысловые связи, установленные с матери­алом дополнительным.

Четвертый этап аналогичен третьему, с той лишь разницей, что вместо «основных» картинок ребенок должен запоминать слова. Вы последова­тельно читаете 10 слов. После каждого слова ребе­нок подбирает «дополнительную» картинку, которая подходит по смыслу, и может облегчить запомнинание этого слова. Через 1-2 минуты после того, как подобраны все картинки, малыш на­звает те слова, которые он запомнил. При воспро­изведении слов он должен опираться на наглядно представленные «дополнительные» картинки.

Пятый этап — заключительный. В нем продолжается обучение ребенка использовать «допол­нительные» картинки в качестве опоры для запо­минания и воспроизведения слов. Однако здесь появляется еще одно усложнение. После того как зачитываются все слова (а их количество на этом этапе можно довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, эти картинки со стола убираются и ребенок восстанавливает слова. Таким образом, на этом этапе ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с осмысленной опорой на кар­тинки.

Вполне возможно, что достичь абсолютного ус­пеха на пятом этапе ребенку 6—7 лет будет не про­сто. Тогда обучение и тренировки следует продолжать и в более старшем возрасте, поскольку без ов­ладения данным приемом трудно будет освоить другие, более сложные приемы запоминания, обу­чение которым предполагается в 8—10 лет.