Песталоцци

Музыка - это язык вселенной. Благотворное влияние ее осознано уже в древние времена. Музыка имеет громадное воспитательное влияние на человека. Знаменитый германский педагог и знаток детских натур Генрих Песталоцци говорит: "Хороша та школа, где развито пение". Каждому, вероятно, знакомы слова:"Где музыка и пение, там нет зла, туда иди смело" . Чем шире и многочисленнее будет круг людей, любящих и понимающих музыку, тем,смею думать, в нашей частной и обществнной жизни мы насчитаем больше элементов того высокого духовного подъема, того настроения, когда наше сердце становится восприимчивее к благороднейшим порывам сострадания, любви, благоговения перед чем-то, стоящим выше житейской прозы ."

Ребенок в интернате ничего в течение дней, недель, месяцев не решает сам. Когда встать, что положить в портфель, где сесть в столовой, когда встать из-за стола, когда сказать "спасибо" поварам -- все за ребенка решает воспитатель. Детей полностью обеспечивают, одевают, хорошо кормят, жизнь у них очень легкая, но совершенно пустая и скучная. Детей никто не любит, но никто и не бьет, не наказывает. Вот что пишет о подобных учреждениях швейцарский педагог Г.Песталоцци: "Излишней щедростью, спокойным, беспечным насыщением всех потребностей эти учреждения убивают зародыши трудолюбия и пытливости" (Песталоцци, Соч., т.1, с.232). Ключевое слово здесь -- "убивают".

Естественно переход на точку зрения усвоения и развития ребенка обуславливает все претензии психологии в определении содержания обучения. Органическая связь педагогики с психологией стала бесспорной, начиная уже с конца XVIII века. “Педагогическая психология” трактовалась как приложение данных психологии к процессу обучения и воспитания. При этом выделялись на первый план два вопроса: а) насколько методы обучения соответствуют возможным психическим процессам ребенка; б) какое значение имеют методы обучения для развития и развертывания его психических функций. У Песталоцци психологическая теория восприятия служила основанием и обоснованием “наглядных” методов обучения, а соблюдение принципа постепенности должно было обеспечить накопление знаний

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей воспитания Жан Жака Руссо, И.Г.Песталоцци, Г.Д.Торей, М.Монтессори и др. При всем различии их концепций этих педагогов объединяло стремление воспитать свободную личность, сделать ученика центром внимания учителя в ходе педагогического процесса, предоставить ученику возможность активной познавательной деятельности через творчество, через самостоятельную целесообразную деятельность. "Мои ученики, - писал Г.Песталоцци, - будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскыться, развить собственные идеи." Эти идеи и были положены в основу так называемых открытых школ или классов - открытого образования. Основными принципами открытого образования были провозглашены : индивидуальное обучение, ответственность за собственные успехи, сотрудничество, направленность на непрерывное образование. Обучение строилось на принципах децентрализации, по индивидуальным программам. Следуя идеям Жан Жака Руссо, открытые школы были в большей мере озабочены жизнью ученика, его эмоциональной сферой, его интересами, а не его образованием в узком смысле слова. Надо сказать, что в настоящее время те, очень немногие открытые школы, которые еще продолжают функционировать в США, несколько отходят от ориентации на свободное воспитание и, хотя и придерживаются индивидуальных планов (на день, на неделю) и программ обучения для каждого ученика, все-таки четко ориентируются на общие рекомендации о целях обучения, учебном плане, требованиях к уровням владения учебным материалом, которые исходят из федеральных и местных органов образования. В остальном, т.е. в планировании рабочего дня ученика ( он это делает совершенно самостоятельно или под руководством учителя), контактов с преподавателем, принятия самостоятельных решений о темпах продвижения, выборе учебных предметов на день , пр., принципы открытого образования остаются в силе. Надо признать, что активность учащихся в этих школах, полностью поставленная под личную ответственность самих учеников, весьма высокая. Ребята, каждый в соответствии с собственным планом на день, переходят от учителя к учителю, отчитываясь о проделанной работе и получая следующие задания на самостоятельную проработку или на семинарские занятия под руководством учителя. Вся деятельность ученика фиксируется в специальных рабочих листах по каждому предмету.

Перейти на страницу: 1 2 3