Введение.

Подростковым считается возраст от 12 до 19 лет. Это время быстрых перемен и трудных исканий. Физические изменения - лишь часть процесса взросления. Одновременно подростки сталкивается с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. И это далеко неполный перечень перемен в их жизни. Вживаясь в ту новую для него сложную обстановку, подросток должен в то же время решать вопросы, связанные с формирующейся сексуальностью, а именно: приспосабливаться к новым половым ощущениям, включаться в разные формы сексуальной активности, распознавать возникающее чувство любви, предотвращать нежелательную беременность. Неудивительно, что многие подростки испытывают в этот период дискомфорт и неуверенность в себе.

С другой стороны, подростковый возраст - это время открытий и откровений, время, когда физическое развитие в сочетании с большей интеллектуальной и эмоциональной зрелостью создает ощущение приподнятости и свободы. Подростковый возраст - это не только период страхов и опасений, как думали раньше, это одновременно приятное и счастливое время бурного, беспокойного перехода из детства в зрелое. Парадоксальная природа подросткового возраста особенно ярко проявляется в сексуальной сфере.

Рассказ о сексуальности подростков мы хотим предварить коротким анекдотом, который довольно точно отражает суть проблемы.

Отец: «Мне кажется пришло время поговорить о сексе" Сын: "Конечно, папа. Что бы ты хотел узнать?"

Заметим, однако, что эта шутка не совсем верна: на самом деле подростки не знают всего, что им нужно знать о сексе, хотя многие из них ведут себя так, словно знают все. Более того, располагая неполной, недостоверной и неправильно понятой информацией, многие подростки чувствуют себя неловко, когда дело доходит до секса. Четырнадцатилетний подросток может переживать от того, что не умеет целоваться взасос, шестнадцатилетних подростков беспокоит вопрос, как приступить к половому акту, почти всех волнует мысль: "Нормальна ли моя половая жизнь?" Под рассчитанной на окружающих позой искушенного в сексе человека подросток нередко скрывает собственную тревогу и неуверенность.

В процессе формирования сексуальности подросток задумывается над множеством вопросов и решает вполне конкретные проблемы:

он хочет знать, как меняется его внешность по мере взросления, как он выглядит в глазах окружающих и каков он на самом деле;

он познает собственное тело, его половые потребности и реакции;

у него формируется представление о самом себе как о существе определенного пола, он начинает играть свою половую роль, приобретает уверенность в правильности собственной половой ориентации;

он учится любить и вступать в интимные отношения;

у него формируется собственная система сексуальных ценностей.

При обсуждении всех этих проблем следует помнить, что нет одинаковых подростков. Выводы из наблюдений за сексуальностью 13-летней девочки неприменимы к 17- или 18-летним девушкам. Больше того, 13-летние подростки тоже разные. Отличаясь по степени физической зрелости, они точно так же отличаются по степени эмоционального развития. Подростки, принадлежащие к разным социальным слоям (или даже к одному слою, но живущие в разных городах), зачастую подвержены влиянию совершенно разных культурных традиций и представлений. В сочетании с другими факторами (социально-экономическими и религиозными), а также той или иной моделью половой роли, это обусловливает специфический характер проявления и выражения формирующейся сексуальности.