Проблемы социологии образования

Вместе с уже известным переосмыслением школьного образования представляется не­обходимым проанализировать с мировоззренческой точки зрения современные про­блемы школы. Большинство серьёзных ученых, философов и социологов, приверженцев различных теоретических взглядов, совпадают во мнении, что сегодня человечество на­ходится в переходном периоде, в преддверии новой цивилизации, неся в своем сознании способы мышления и деятельности старой, так называемой техногенной цивилизации, фундаментальную основу которой составляет принцип рациональности и построенная в соответствии с ним характерная картина мира. Глобальные цивилизационные сдвиги, которые мы сейчас наблюдаем, ставят под сомнение не только само биологическое су­ществование человеческой особи, но и правомерность следования в развитии человече­ства рационалистическому мировоззрению. Резко увеличивается биосоциальная на­грузка на личность. Образование являясь "культурным орудием", без которого "наша сознательная жизнь и психика, предоставленные природным процессам, являли бы со­бой хаос и беспорядок", имеет нададаптивный характер, приобщая молодое поколение к культуре вчерашнего и сегодняшнего дня, формируя мировоззрение дня завтрашнего. Поэтому понятие существования не только имеет биологическое значение, оно подра­зумевает весь понятийный аппарат человека, способ мышления, воплощающийся в его деятельности, в способах взаимодействия с окружающей действительностью и в опре­делении своего места в ней. Существование как мировоззренческая категория органиче­ски вплетается в ткань образовательного процесса школы. "мы должны не только учить молодое поколение выживанию в экстремальных социально-экономических условиях, но и воспитывать в нем своеобразную культуру существования в мире, в обществе, включенном не только в глобальные "земные", но и космические, вселенские про­цессы .". Понятие социализации как функции образования, понимаемое как "процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накоп­ленной культуры .", сегодня должно быть расширено до уровня усвоения и включения личности в общецивилизационное мировоззренческое пространство, где образование является ведущим и определяющим фактором.

Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школь­ного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии но­вой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Не­смотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отраже­нием социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следую­щем:

- утрате привычных целей школьного образования;

- остром недостатке финансирования;

- инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.

Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного уст­ройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к пробле­мам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, кото­рое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда про­блемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фунда­ментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6