Воспитание через урок истории отечества.

Для преподавателя истории на сегодняшний день, по-моему, нет более важной задачи, чем формирование духовно – нравственной личности Отечества.

Из доклада преподавателя истории ПУ-40 г. Сургута Ваюты М. И.

Цель преподавателя истории заставить учащихся задуматься о своей сопричастности к истории Отечества, пробудить чувство гражданской ответственности за судьбу Родины.

Жизнь показывает, что невозможно создать гражданское общество обновленной России, не восприняв изначально основ православия. «Взорванные церкви, памятники – это не просто разрушенная культура, это частица нашей души. Опаленная и выжженная история – это не просто утерянные на дорогах лихолетья ценности, но и бездуховность, жестокость нынешних», - говорит учитель в докладе, ставя перед участниками семинара по истории задачи по переоценки ценностей в обществе. Преподаватель не ставит цель – сделать каждого учащегося глубоко верующим. В жизни каждый выбирает дорогу сам.

Уже на первых уроках учитель пытается создать атмосферу глубокого уважения к образу Отечества. Для этого она обращается к словам отца Святого Иоанна Кронштадского: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверье Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить. Господь вверил нам, русским, велики спасительный талант Православной веры». Пользуясь такими приемами преподаватель показывает, что мы наследие великой уникальной православной цивилизации.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос – что значит быть русским? Прежде всего нужно только вспомнить «откуда есть наша русская земля», мы сможем ответить на этот вопрос.

На уроке показывается величие Православия, благодаря которому были соединены разрозненные славянские племена и образован один многочисленный русский народ, была сохранена народность. Но к сожалению, пришедшие со школ многие дети этого не знают.

Учитель считает что, нужно обращать внимание на глубокую сущность всех тех явлений, процессов, которые проходили и проходят в нашей жизни. В большинстве случаев в преподавании истории цитируются только факты.

В теме «Николай II» учащимся предлагается проанализировать всю ту трагедию, которая связана с именем этого человека. Им предлагается «советская» трактовка этого материала, где царь выставляется чудовищем и присущи такие выражения, как «гнилой царизм», «Россия – тюрьма народов», «Николай II – враг русского народа» и новая, где необходимо, чтобы учащийся в первую очередь понял, что такое для русского человека было – царь. «Никто против Бога да против царя», «Один Бог, один государь» - такие пословицы выражали общепринятое, народное отношение к царской власти, народное понимание ее сущности. Власть эта не мыслилась как «административная» , понимание ее было не юридическое, вообще не мирское – оно было связано с духовной основой России – православной верой.

Абсолютным центром русской жизни была Церковь – не «учреждение», а совокупное, соборное единство всех православных. Заботой царя были жизнь и благосостояние православных: царь отвечал за те земные условия, при которых могли осуществляться утверждаемые церковью христианские истины. Царское звание накладывалось на монарха – через церковь – Богом, а не игрой человеческих страстей, не борьбой человеческий не борьбой интересов или другими мирскими обстоятельствами – от того оно и передавалось по наследству: законный наследник был, заведомо, законным царем. Царь и народ одно: «Народ – тело, царь – голова».

Перейти на страницу: 1 2 3