Воспитание через уроки литературы.

Пьеса «Гроза» показывает кризис нравственных устоев тогдашнего общества, в котором старшего поколения, утрачивало понимание этических норм морали. Островский сумел почувствовать приближающуюся катастрофу.

В доме Кабановых сведено к нулю, приравнено к ничтожеству мужское достоинство сына, извращено понятие нравственных норм, толкающей на гибель свою подругу.

На уроке по пьесе Островского «Гроза» рассматривается через православный аспект причина трагедии главной героини. Вместе с учащимися учитель пытается проследить душевную травму Катерины с момента ее рассказа в доме матери, отмечая не только ее поэтичность, мечтательность, но и гордыню присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва Катерины не была глубокой, а поверхностной. Выросшая религиозной, православной семье, Катерина не впитала основы православной веры.

На уроках цитируются строчки из Евангелие. Анализируя суету свидания, преподаватель вместе с учениками наблюдают за душевными муками порядочной, чистой, не устоявшей перед искушением к Борису – ей не в радость! «зачем ты пришел погубитель мой!».

На уроках используется такой метод как контроль посредством сочинения. Вот отрывок из сочинения одной из учащейся по пьесе Островского «Гроза».

«Я думаю: Катерине не случайно было попасть в чужой для нее дом Кабановых.

Все трудности Господь посылает нам как бы в испытание, в изменения себя в лучшую сторону. В Катерине много гордыни, в доме Кабановых надо было учиться терпеть, не рабствовать, а именно учиться уходить от своенравия. Катерина этого испытания не выдержала. Как может верующий человек произнести то, что сказала Катерина Борису: «Возьми меня с собой, ведь все равно уж душу свою я загубила…»

Мне страшно было читать ее признание. Человек не спасает душу, а продолжает губить. Отсюда – один шаг до последней погибели – самоубийства. Когда-то Катерина хотела взлететь до неба, жалея, «…отчего люди не летают так, как птицы»? Своим грехом она сама обрезает себе крылья и летит в смертельном полете, но не к Богу, к небу, а в обрыв в пропасть преисподнюю.

Да, люди, действительно, свободны в своем выборе. Ведь перед Богом каждый отвечает за себя сам».

В конце III курса в училище изучают роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман вызывает много споров и разночтений. В православной литературе нет единения на этот счёт. Есть богословы, которые утверждают, что Булгаков написал греховное произведение, исказив Евангельский текст.

Учитель попробует остановиться на проблеме, связанной с темою Мастера и Маргариты. Почему оба они заслужили не свет а покой? Только ли потому, что Мастер отрекся от своего произведения, сломался, хотя и не сдался? А Маргарита хоть и является в романе жертвенной, самоотверженной, но тем не менее переступает Божьи Заповеди? Дело наверно не только в этом.

Жизнь людей, живущих в безбожной стране, где в каждом окне можно увидеть по атеисту, действительно горька.

Мастер единственный писатель, написавший роман о Христе, в трудную минуту к нему не обращается, он, отлученный временем, эпохой, обстоятельствами, от Православной Церкви, не знает, как к Богу придти, как не знали тогда тысячи его современников. Своими страданиями они снимают часть своей вины, освобождаясь от преисподней дьявола, но двери рая, света навсегда закрыты для них.

Нужно отдать должное профессионализму преподавателю литературы, который сумел найти подход практически к каждому учащемуся. Это подтверждают сочинения тех же учащихся: «Как не просто на этом свете жить! В свои семнадцать я слишком многое, наверное, познала, от чего-то уже непоправимо себя не уберегла.

Перейти на страницу: 1 2 3