Особенности словообразования

Для предложенного текста характерен ряд повторяющихся словообразовательных моделей. Прежде всего это ряд уменьшительных (деминутивных) суффиксов. Исходя из дидактических задач, учеников не следует перегружать фундаментальными теоретическими сведениями по классификации и градации морфем (продуктивные/ непродуктивные, регулярные и т. д.). Однако, в практических целях следует объяснить студентам, что наличие деминутивного аффикса не всегда означает меньший размер называемого предмета или понятия, а может быть обусловен стилистически, для придания речи более теплой окраски. Это нужно проиллюстрировать на примере слов анализируемого текста. Ниже приведем список пар с указанием значения деминутива, помечая звездочкой малоупотребимые в современной разговорной речи формы.

Река – речка

. Обычно – в значении небольшая река.

Бабушка

– это слово употребляется только с суффиксом «ушк»

Вода – водица*.

Формы равнозначны.

Сестра – сестрица*.

Оттенок интимности.

Ведро – ведерко.

Означает сравнительно небольшой размер.

Дед – дедушка.

Равнозначны. Форма с суффиксом «ушк» чаще употребима в речи. В данном тексте употреблено в значении уважительного обращения к мужчине пожилого возраста.

Рубаха* - рубашка.

Равнозначны.

Цветы – цветочки

. Равнозначны.

Подарок – подарочек.

Равнознвчны.

Рукавицы – рукавички.

Равнозначны или меньший размер.

Еще одна характерная для текста модель – суффикс «ива»/ «ыва» в глаголах несовершенного вида (нашивала, хаживала). В современной речи эта модель малоупотребима, встречается в разговорном стиле или ироническом контексте. Значение – многократная повторяемость действия в прошлом.