Ломоносов: заслуги перед русской школой

Ломоносов довольно часто применял в педагогических работах терми­нологию греко-латинского происхождения. Педагогические термины ученого отличались точностью, обобщенностью, логичностью. Он стремился к тому, чтобы язык науки был доступным для широких слоев населения. Ломоносов ввел в научное употребление такие поня­тия и термины, как воспитание (воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты), занятия, знания, класс, каждый год (имея в виду учебный год), лекции, обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок и др. Он модернизировал мно­гие понятия церковно книжного происхождения. Довольно часто Ломо­носов употреблял такие сочетания, как «любление к наукам», «изусть твердить», «речение» и др. В его работах имеются как общепедагоги­ческие термины (воспитание, образование, обучение), так и дидакти­ческие, и воспитательные. Он широко использовал школоведческие понятия: школа, училище, директор и др. Часть терминов была заим­ствована из уставов западноевропейских учебных заведений: академия, куратор, аудитор и т. п. Разнообразными педагогическими понятиями Ломоносов обозначал разделы науки, методы обучения и воспитания, этические качества личности преподавателей, молодых людей.

Таким образом, XVIII век — век Просвещения — оказал благо­творное влияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этот период характеризуется появлением целого ряда школь­ных проектов, в которых нашли отражение как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемые официальными кругами. Преобра­зованиями Петра I было положено начало светскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставалась неграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногие представи­тели простого народа могли достичь вершин в науке.

Одним из таких людей был Ломоносов, с именем которого непо­средственно связана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. На протяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занимался организацией учебного дела в стране, пре­образовывал работу академической гимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике и просвещении назы­вают новым периодом русской образованности.

Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные тради­ции. Самобытность первого русского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся со старыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрял оригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13